Как показывают результаты измерения, что доминирующим уровнем познавательной потребности учащихся ЭК на контрольном этапе является умеренный уровень (60%). В целом, существенные изменения произошли за счет перераспределения учащихся с одного уровня познавательной потребности на более высокий уровень. Особо следует отметить изменения в мотивационной сфере учащихся (на 16%), имевших на констатирующем этапе низкий уровень познавательной потребности. {LINKS}
Рис. 2.9. Степень выраженности познавательной потребности у учащихся КК до и после формирующего этапа эксперимента
Как видно из рис. 2.9. в КК существенных перераспределений уровней познавательной потребности у учащихся не произошло.
Процентное соотношение выявленных уровней сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности учащихся ЭК и КК на констатирующем и контрольном этапах исследования представлено на рисунках 2.10 и 2.11.
Введем условные обозначения:
I – высокий уровень;
II – средний уровень;
III – низкий уровень.
Рис.2.10 Уровни сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности учащихся ЭК до и после формирующего этапа эксперимента
Полученные данные позволяют констатировать, что после внедрения в учебно-воспитательный процесс психолого-педагогических условий у учеников ЭК выявлено доминирование высокого уровня сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности (средние значения сформированности мотива достижения успеха в ЭК – 11,28 баллов), что соответствует предпочтению учащимися задач средней и чуть выше средней трудности и исход решения становится максимально зависимым от их собственных усилий.
Рис.2.11 Уровни сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности учащихся КК до и после формирующего этапа эксперимента
На основании рис. 2.11 можно сделать выводы, что перераспределение уровней мотива успеха в учебно-творческой деятельности учащихся КК на контрольном этапе незначительно и произошло за счет уменьшения на 4,1% учащихся с низким уровнем и увеличения на 8,3% школьников с высоким уровнем. Доминирование среднего уровня мотива достижения успеха сохранилось (средние значения сформированности мотива достижения успеха в КК – 10,08 баллов, прирост на контрольном этапе составил 0,37 баллов).
Средние значения показателей эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности учащихся ЭК и КК до и после формирующего этапа эксперимента представлено на рисунках 2.12. и 2.13.
Условные обозначения:
I – самочувствие;
II – активность;
III – настроение;
IV – желание работать;
V – удовлетворение прошедшим этапом.
Рис.2.12 Средние значения показателей эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности учащихся учащихся ЭК до и после формирующего этапа эксперимента.
Визуальный анализ данных показывает, что в экспериментальном классе средние значения показателей эмоционального отношения учащихся к учебно-творческой деятельности после формирующей программы прибавились в среднем на 2 балла, что соответствует тенденции к проявлению высокого уровня по всем показателям. Особенно это проявляется в том, что учащиеся стали испытывать более высокий подъем настроения (прирост на 2,36 баллов) и они чаще стали проявлять активность при выполнении учебно-творческой деятельности (прирост на 2,16 баллов).
Рис.2.13. Средние значения показателей эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности учащихся КК до и после формирующего этапа эксперимента
Из рис. 2.13. видно, что на контрольном этапе эксперимента картина эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности у учеников КК существенно не изменилась. Так, выявлены лишь незначительное улучшения самочувствия (прирост на 0,2 баллов), а по показателям (II, III, V) их понижение, причем наибольшие изменения связаны со спадом настроения при выполнении учебно-творческой деятельности (изменения на 0,63 баллов). На наш взгляд, данная тенденция объясняется временем проведения контрольного этапа эксперимента совпадающего с окончанием первого полугодия учебного года.
Великая педагогика:
Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как: · понятия; · суждения; · умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и яв ...
Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости
у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...
Проблемы изучения орфографии в начальной школе
«Мне могут сказать: истина – истинная наука о языке – недоступна детям; но, во-первых, истину всегда можно сделать доступной и удобопонятной – стоит только самому хорошенько понять ее, а во-вторых, это все равно что сказать: если детям не доступно, что 2х2= 4, то учите их, что 2х2=5, или так как тр ...