В нашей работе мы определили психолого-педагогические условия по формированию творческой активности учащихся, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе. Мы использовали различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления творческой активности учащихся. Разработанная нами дидактическая программа внедрялась в экспериментальном классе. {LINKS}
Целью формирующего этапа исследования являлась апробация психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня творческой активности учащихся.
Продолжительность формирующего этапа составила 4 месяца, I полугодие учебного года (сентябрь 2008г. – декабрь 2008 г.). Работа по программе развития творческой активности учащихся велась регулярно, тренинговые и практические занятия (21 занятие) с частотой 1-2 раза в неделю продолжительностью 45-60 минут.
В ходе эксперимента были поставлены и решены следующие задачи по апробации психолого-педагогических условий:
1. расширить круг представлений учащихся;
2. развить такие качества как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления;
3. развить легкость ассоциирования;
4. развить навыки нестандартного мышления;
5. развить творческое мышление;
6. развить способность анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности;
7. развить мыслительные процессы;
8. создать благоприятную атмосферу в классе;
9. создать ситуацию успеха;
10. раскрепостить участников.
Каждая задача была отражена в программе, которую мы разработали.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие приемы организации ситуаций успеха: прием "Эмоциональный всплеск" или "Ты так высоко взлетел"; прием "Эврика"; прием "Линия горизонта".
Эвристические методы генерирования новых идей использовались на различных уроках (русский язык, литература, физика и др.). Так, например, прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным, использовался при составлении загадок, поговорок, пословиц.
Активные методы обучения использовались на основе эвристических правил их применения.
План тренинговых занятий по развитию творческой активности подростков.
Форма проведения:
Групповые занятия. Каждое занятие состоит из трех частей:
Вводная часть (ритуал приветствия).
Основная часть (рабочая, включающая информацию, упражнения, этюды, игры). Обсуждение результатов.
Завершение (ритуал прощания). Подведение итогов
|  
 Тема  |   
 Цель  |  
|  
 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ «Я – Ты - Мы»  |   
 Формулирование внутригрупповых правил поведения, первичная адаптация участников группы к тренинговой форме работы, развитие доверия.  |  
|  
 ДЕНЬ ВТОРОЙ «Путешествие в мир фантазий»  |   
 развитие умения фантазировать.  |  
|  
 ДЕНЬ ТРЕТИЙ «Трудные игры»  |   
 развитие умения находить выход из сложных ситуаций. Творческое решение проблем.  |  
|  
 ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ «Креативное письмо»  |   
 развитие вербального мышления.  |  
|  
 ДЕНЬ ПЯТЫЙ «Мир души»  |   
 самопознание, принятие себя.  |  
|  
 ДЕНЬ ШЕСТОЙ «Сотрудничество»  |   
 Создание атмосферы принятия и понимания в группе.  |  
|  
 ДЕНЬ СЕДЬМОЙ «Маяк»  |   
 развитие уверенности в себе, в своих силах.  |  
|  
 ДЕНЬ ВОСЬМОЙ «Голос интуиции»  |   
 развитие эвристического потенциала, интуитивного решения задач.  |  
Великая педагогика:
Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку
	 Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: а) подготовки учащихся; б) изучаемого материала; в) конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта иг ...
	
Организация и содержание экспериментального обучения
	 После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого ...
	
Мыслительные процессы
	 Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разноо ...