Навык теоретического анализа присутствует в обеих группах, однако он развит на среднем уровне. Средний результат в контрольном классе составил 5,2 балла, а в экспериментальном – 5,72 баллов, что превышает данные этого показателя на констатирующем этапе. Однако прирост в КК составил лишь 0,28 баллов, а в ЭК – 0,96 баллов. {LINKS}
На контрольном этапе были получены следующие данные по выявлению умения быстро переходить с одного способа рассуждения на другой (гибкость мышления): в экспериментальном классе среднее количество правильных ответов составило 2,48 ответов (прирост на 0,6 баллов), в контрольном классе учащиеся справились в среднем с 1,96 заданиями (прирост 0,21 балла). Из этого можно сделать вывод, данный показатель в ЭК повысился по сравнению с первым этапом исследования.
Средний показатель способности учащихся выделять существенное в ЭК составил 4,52 балла (прирост 0,48 баллов), в КК – 4,04 балла (прирост 0,12 баллов). Следовательно, и в экспериментальном и в контрольном классах способность выделять существенное возросла незначительно, но она остаётся на уровне ниже среднего.
На контрольном этапе в ЭК были получены следующие результаты по методике «Креативный тест Вильямса»:
Беглость 10 баллов из 12. Учащиеся работают быстро, с большой продуктивностью. Показатель повысился по сравнению с констатирующим этапом на 1,5 балла.
Гибкость 7,8 баллов из 11. Средний уровень развития способности. Показатель повысился на 1,52 балла. Возросло количество учащихся изображающих различные категории объектов (человека, дерево, цветок, дома, животное, машина, горы, города, символические обозначения).
Оригинальность 25,44 балла из 36 (прирост на 1,48 балла).Учащихся сдерживают замкнутые контуры, чтобы сделать его частью целой картины. Они перемещаются снаружи и внутри контура. Рисунки располагаются как вне, так и внутри стимульных фигур.
Разработанность 16,04 баллов из 36. Учащиеся редко добавляют детали к замкнутому контуру, почти не изменяют и не трансформируют его. Показатель повысился лишь на 1,94 балла.
Название балла 24,72 балла из 36. Названия состоят в большинстве из одного слова без определения, реже используются словосочетания. Метафоры и образные названия используются очень редко. Показатель повысился лишь на 2,72 балла.
В КК существенных изменений по всем показателям творческой активности учащихся не произошло.
На контрольном этапе в ЭК была принята гипотеза Н1 о статистической значимости различий в средних значениях исследуемых показателей творческой активности до и после формирующей программы на уровне достоверности р=0,05, за исключением показателей: желание работать, упорство, умение выделять существенные признаки, оригинальность и разработанность. В силу сложности структуры творческой активности учащихся для статистических изменений всех показателей творческой активности необходимо проведение более длительной формирующей программы.
В КК гипотеза Н1 о значимости различий в средних значениях исследуемых показателей творческой активности учащихся, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, не подтвердилась ни в одном случае.
Определено, что на контрольном этапе эксперимента в ЭК наибольшие изменения произошли по интегрированному показателю-1: направленность на осуществление творческой деятельности, в КК изменений групповых интегральных компонентов творческой активности учеников не произошло.
Проведённый корреляционный анализ между различными групповыми интегральными компонентами творческой активности на контрольном этапе эксперимента позволил обнаружить в ЭК две статистически значимые корреляционные связи умеренной и средней плотности:
1.Интегральный показатель I – Интегральный показатель II:
rxy= 0,48; rкр=0,396 (при р≤0,05); rкр = 0,505 (при р≤0,01);
2. Интегральный показатель II – Интегральный показатель III
rxy= 0,57; rкр=0,396 (при р≤0,05); rкр = 0,505 (при р≤0,01).
Великая педагогика:
Понятие способностей
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям ...
Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов
детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...
Историографический анализ состояния исследуемой
проблемы
Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века - это время информационного взрыва, ...