VI. Обследование слоговой структуры.
VII. Обследование фонематического слуха.
VIII. Обследование звукового анализа слова.
IX. Обследование понимание речи.
Х. Обследование активного словаря.
XI. Обследование грамматического строя. {LINKS}
XII. Обследование чтения
XIII. Обследование письма
Логопедическое заключение
Полеченные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое состоит из двух частей.
В первой части логопедического заключения указывается педагогический диагноз, который определяет структуру дефекта (объём и характер нарушений структурных компонентов я зыка).
Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму речевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и её особенности (вид, степень тяжести, период и др.), обуславливающие специфические затруднения ребёнка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Перспективный план индивидуальной коррекционной работы
На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования состовляет перспективный план коррекционной работы с конкретным ребёнком.
Этот план должен учитывать все индивидуальные особенности развития речевых и неречевых функций обследованного ребёнка, вид и характер его трудностей.
Поэтому в перспективный план индивидуальной коррекционной работы необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учётом специфики этих расстройств.
Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определённой последовательности и по указанным разделам:
1. Укрепление соматического состояния
2. Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы
3. Нормализация зубочелюстной системы
4. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации
5. Развитие произвольной моторики пальцев рук
6. Развитие моторики речевого аппарата
7. Развитие мимической мускулатуры
8. Формирование правильного звукопроизношения
9. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа
10. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
11. Развитие навыков чтения и письма
12. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий
На основе перспективного плана составляется текущий план индивидуальной коррекционной работы, который конкретизирует и уточняет объём, содержание и продолжительность коррекционного воздействия. Текущий план составляется на учебный год, четверть, месяц, неделю с учётом программы обучения дошкольного или школьного учреждения и содержания всех видов коррекционной работы, представленных в перспективном плане индивидуальной коррекции.
Для оценки результатов обследования различных сфер предоставляется шкала, разработанная Колесниковой Людмилой Рудольфовной:
Звукопроизношение
5 - произношение норма
4 - наличие антропофонического дефекта
3 - фонологический (смешение)
2 - наличие фонологического дефекта (замена)
1 - отсутствие
Общая моторика
двигательная память и переключаемость движения
5 б. - выполнение правильное
4 б. - при исследовании статической координации движений наблюдается напряжение; при исследовании динамической координации наблюдается замедленный темп при переключаемости движения
3 б. - при выполнении движений (удержании позы наблюдается балансировка руками и туловищем. При исследовании динамической координации движений отмечается - правильное выполнение со 2-3 раза
1 б. - выполнение движений не удаётся, наблюдается поиск движений
Обследование мелкой моторики
5 б. - выполнение правильное, точное и одновременное
4 б. - выполнение правильное, но с выраженным напряжением
3 б. - асинхронное выполнение проб, при исследовании динамической координации движений наблюдается нарушение темпа и нарушение переключаемости от одного движения к другому
2 б. - при исследовании статической координации движения выявляется наличие синкенезий при движении наблюдается нарушение последовательности движений
1. б. - наблюдается невозможность создания статической позы, невыполнение движений
Обследование моторики артикуляционного аппарата
5 б. - выполнение правильное
4 б. - выполнение движений не в полном объёме
3 б - при выполнении движений наблюдается поиски или замена движений, быстрая истощаемость
2 б. - при выполнении движений наблюдается ограничение объёма движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость
1 б. - движение языка не удаются
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
5 б. - движения артикуляционного аппарата активные, в полном объёме
Великая педагогика:
Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из це ...
Средства обучения математике
В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое &quo ...
Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: а) подготовки учащихся; б) изучаемого материала; в) конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта иг ...