Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 6

Ребенок со сформированным базовым доверием к миру в дальнейшей жизни также может сталкивается со сложностями, которые накладывают отпечаток на его межличностные отношения и отношение к себе. В случае наличия базового доверия к миру в ситуации хронических неудач может развиться нарушенное отношение к себе. {LINKS}

Социально дезадаптированные дети-сироты отличаются низким уровнем самоуважения в настоящем, застреванием образа «Я» на предыдущих этапах развития. Образ «Я» непоследователен, так как самооценка тесно связана с оценкой окружающих. В поведенческой сфере для детей-сирот характерна «выученная беспомощность», сниженная активность и отказ от самостоятельной деятельности, их защитные стереотипы характеризуются нестойкостью и при получении психологической поддержки, повышения самооценки они успокаиваются. Развитие образа «Я» идет параллельно развитию образов «других». Дезадаптированный ребенок переносит нарушенные отношения с некоторыми другими на всю систему социальных отношений.

Согласно идеям Б.Г. Ананьева отношения к другим людям сначала превращаются в устойчивые образования характера, а затем формируется целая система отношений к себе. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку. Несформированность или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, либо пассивно не принимается сверстниками. В любом случае ребенком переживается психологический дискомфорт.

Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны. К таковым можно отнести самооценку и уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети-сироты некритично стремятся к лидерству, негативно реагируют на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе всего этого лежит не что иное, как конфликт между уровнем притязаний и внутренней неуверенностью в себе. Последствиями конфликта могут быть снижение успеваемости, ухудшение здоровья, общая социально-психологическая дезадаптация.

Таким образом, можно сказать, что социально дезадаптированные дети-сироты – особый контингент социально-педагогической деятельности, имеющий свои особенности. У детей-сирот часто наблюдаются органические нарушения, системные расстройства, задержки психического, эмоционального, речевого, когнитивного развития, а так же множество психологических и социальных проблем. Ряд авторов указывает на решающую роль семьи как причину указанных выше нарушений. Причины носят как наследственный, так и психологический характер. Кроме того, исследователи замечают, что со временем социальная дезадаптация усугубляется. Последствиями ее может стать асоциальное поведение, психические расстройства, нарушения ценностных ориентации, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Существует два пути влияния на адаптационные процессы детей-сирот. Первый – создание внешних условий, в максимальной степени приближающихся к условиям их будущей жизнедеятельности. Для этого в детском доме или школе-интернате воспитанники участвуют в профессиональных пробах по профессиям их интересующих. Организуя, таким образом, обучение воспитанников, надо пытаться спроецировать на них хоть и реальные, но все же «взрослые» отношения.

Второй путь включает субъективную активность самого воспитанника. Для этого в процессе социально-профессиональной адаптации на основе сложившейся у личности системы саморегуляторных умений, анализа ситуации, планирования и конструирования результата деятельности, оценки для воспитанников организуется процесс адаптации. Подчеркнем, что речь идет о деятельностной активности. В интернатном учреждении большое внимание должно уделяться сознательной активности ребенка в рамках самовоспитания, где акцент делается на осознанном формировании ценностных ориентиров, целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Примеры применения компьютерных средств на уроках математики
Рассмотрим примеры уроков с использованием электронных средств обучения. №1. Конспект урока по теме «Сравнение дробей» (5 класс). Цель: закрепить навыки сравнения дробей, определения правильных и неправильных дробей, сравнения их с единицей. Оборудование: демонстрационные круги с цветными секторами ...

Государственный переворот 1917 года
После государственного переворота, осуществленного большевиками в октябре 1917 года, проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной. В стратегии и тактике политики большевиков школа должна была стать важным средством пропаганды и распростра ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru