Таким образом, дезадаптация существует как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Дезадаптация на внешнем уровне может проявляться как конфликтное, асоциальное, контр нормативное и делинквентное поведение, при этом внутренняя гармония личности, что свидетельствует о ее адаптированности на внутреннем уровне, не исключается. {LINKS}
Другая исследовательница К.А. Абульханова-Славская, рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: совокупность субъектно значимых отношений и совокупность способов реализации этих отношений. Следовательно, адаптация - это адекватность отношений личности и способов их реализации, а дезадаптация – неадекватность.
К значимым причинам социальной дезадаптации относят проблемы в семье, а так же государственную политику по отношению к проблемам детства и семьи, отсутствие позитивных образцов поведения в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы в школах.
Таким образом, мы видим, что термин «дезадаптация» понимается учеными по-разному и включает в себя широкий спектр понятий от чисто клинических аспектов до социальных компонентов. О причинах социальной дезадаптации так же ведутся споры в настоящее время. Однако, большинство авторов главными из них называют такие социальные институты, как семья и школа, считается, что именно они являются средством, с помощью которых ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире, именно под их влиянием вырабатываются, формируются и закрепляются стереотипы мышления, навыки поведения, определенные реакции личности на те или иные события ее жизни.
Нервно-психические расстройства значительно чаще наблюдаются у детей-сирот, что уже с раннего детства создает предпосылки для формирования характерологических аномалий. У многих сирот базовыми нарушениями являются задержки психомоторного, речевого, эмоционального и когнитивного развития, системные расстройства такие, как энурез, экопрез, тики, заикания, гиперкинетические расстройства. Кроме того, часто отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, ее признаки проявляются в виде повышенной утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и двигательной расторможенности воспитанников. Дети могут испытывать трудности в выполнении динамической координации и одновременности движений. Не удаются движения с мелкими предметами, имеет место задержка в развитии речи.
При сформированном «базовом недоверии» ребенок-сирота снижает свою активность в познании мира и таким образом затормаживается в развитии. Так как мир для него постоянный источник опасности, то постепенно выстраивается система защит. Поскольку «базовое недоверие» затормаживает все развитие сироты, то и его система защит отличается использованием самых ранних, самых крепких защитных механизмов. Такими механизмами являются проекция и расщепление. Расщепление предполагает разделение мира и себя на «плохое» и «хорошее» и невозможность интегрированного взгляда на мир и на себя. Так как ребенок-сирота не может сложно и реалистично оценивать события внешнего мира, то, наталкиваясь на неудачи, он не может переработать свои ощущения по поводу этих неудач, найти в них позитив и продолжить попытки преодоления неудач. Он перестает стремиться к успеху. Результатом этого служит формирование стойкой негативной самооценки.
Адаптация детей-сирот с базовым недоверием к миру, культуре, социуму затруднена, а, следовательно, для них практически неизбежна дезадаптация. В очередной раз, избегая неудач, ребенок-сирота ищет выход в создании для себя субкультуры таких же «неудачников», каковым он считает и себя, либо внедряется в уже существующие субкультуры, альтернативные социуму. Это путь усугубления социальной дезадаптации, часто приводящий к асоциальному поведению детей-сирот. Помочь таким детям очень сложно, так как для этого необходим целый комплекс социальных и терапевтических мер.
Великая педагогика:
Социально-педагогическая поддержка и патронатное воспитание учащихся-сирот
с целью развития социально-профессиональных навыков
Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принужд ...
Интерактивное обучение на уроках немецкого языка
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.), В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию уч ...
Проблемы социализации детей-сирот
Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо определиться в понимании самого явления социализация. «Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидуумом образцом поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного ...