Сегодня голландская система высшего образования находится в процессе преобразований, обусловленных Болонским процессом, хотя исторически она далека от Болонской модели (двухуровневая система «бакалавриат - магистратура», единая система зачетных кредитов, высокая степень автономии вузов). Ее отличают иерархичность институтов, тесная связь школ и вузов, особая роль государства в управлении, традиционно сложившаяся одноуровневая схема вузовского образования, ранняя дифференциация учащихся. {LINKS}
Способ взаимодействия Министерства и вузов, найденный в процессе реформ, был признан аналитиками ОЭСР удачным решением проблемы контроля качества обучения и достижения финансовой устойчивости.
Интерес вызывает система международного образования, возникшая в ответ на вызовы интернационализации. Англоязычные программы для иностранных студентов играют серьезную роль в функционировании всего сектора высшего образования.
Интересен также недавно завершившийся эксперимент по изменению схем финансовой поддержки студентов, показавший слабые стороны полной замены стипендий займами.
Обращает на себя внимание «образовательная экспансия» Нидерландов. Создание единого голландско-фламандского образовательного пространства и общей системы аккредитации.
Наконец, рассмотрения заслуживает роль так называемых «старых университетов», занимающих особое место в общественной, культурной и политической жизни страны.
В голландской системе высшего образования можно выделить четыре взаимопересекающихся сегмента — университеты, негосударственные вузы, высшие профессиональные школы (Hogeschollen, HBO) и курсы международного образования.
Университетов в Нидерландах четырнадцать, из них десять классических, два технических, один аграрный и один открытый. Ежегодно в них обучаются около 170 тыс. студентов.
Самыми престижными всегда считались «старые университеты», ведущие свою родословную от схоластических школ и образующие ядро системы. Конкуренцию им составляют так называемые «новые университеты», больше ориентированные на потребности рынка.
Так, в Лейденском университете, основанном в 1575 г., традиционно сильно преподавание гуманитарных дисциплин философского цикла. Сюда бежал из Сорбонны преследуемый Рене Декарт. Здесь получают образование все члены королевской семьи.
Диплом Лейденского университета считается крайне престижным и перспективным для политической карьеры или работы в международных общественных организациях типа ООН и ЮНЕСКО.
Престиж «старых» университетов основывается на их роли в культурной и общественной жизни Нидерландов. За несколько столетий развитие университетских городов (Лейден, Гронинген) фактически перекроило карту Голландии — прокладка путей сообщения, распространение инноваций, рост числа иностранных абитуриентов — создавали новые центры сосредоточения ресурсов.
Университеты, не претендующие на престижное звание «колыбели голландской культуры», избрали иную стратегию, предполагающую налаживание тесных связей с бизнес - структурами. Первым проводником такой политики стал Технический Университет Делфта.
В Делфтском университете, сделавшем ставку на подготовку специалистов в области высоких технологий, ведутся экспериментальные разработки современных автоматизированных систем управления. Для позиционирования университета на рынке исследовательских проектов создан Проектный Центр — один из самых крупных в стране.
Великая педагогика:
Диагностика физической подготовленности
Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дош ...
Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе
в Беларуси
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский ...
Изучение опыта учителей начальных классов по
проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. На констатирующем этапе была поставлена ...