В наши дни существенно изменился подход к пониманию цели обучения школьников. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной педагогической практике не известны примеры удачной реализации цели формирования и развития личности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что «отношения человека с миром действительности могут быть адекватно усвоены через естественнонаучное обучение, ориентированное на личность и гуманизированное знание, то есть знание человека о самом себе. А усвоение человеком внешнего мира, возможность достижения целей в жизни зависит от познания человеком самого себя». {LINKS}
Для ученых-гуманистов объект учения, как индивидуальность, всегда первичен, чем и ценен. Поэтому целью личностно-ориентированного обучения становится «не формирование личности с заданными свойствами и идеалами (по установленной модели), а создание условий педагогического востребования личностных функций учащихся, оказание педагогической поддержки развивающейся личности».
Изменение цели обучения неизбежно приводит к поиску нового содержания, которое, как показывают исследования, в коммунистической педагогике заменялось процессуальными направлениями воспитательной работы (умственное, трудовое, физическое, эстетическое и т.п.). Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении, пожалуй, впервые поставила перед школой проблему самостоятельного выбора содержания обучения для своих воспитанников, различающихся уровнем развития, ценностными ориентациями, субъектным опытом, профессиональными намерениями.
По мнению ученых, «содержание обучения неотделимо от средств его представления. Если целью обучения является создание условий для развития личности, то и в его содержание, и в средствах должны быть заложены основы для пробуждения личностных характеристик».
Как мы уже отмечали, сегодня нет единого подхода к решению вопроса о содержании личностно - ориентированного обучения, так как существует множество концепций разных авторов. Например, Е.В. Бондаревская считает, что в содержание личностно - ориентированного обучения нужно включить следующие компоненты: аксиологический (введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов); когнитивный (обеспечивает школьника научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе); деятельностно - творческий (способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации в труде, познании, научной и художественной и других видах деятельности); личностный (обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, формирует личностную позицию). Личностный компонент является системообразующим.
Содержание личностно - ориентированного обучения, по мнению И.С. Якиманской, подбирается так, чтобы «каждый ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме».
В.В. Сериков считает, что, прежде всего, «содержание личностно - ориентированного обучения должно быть направлено на становление и развитие личностных функций (рефлексии, избирательности, завоевании социального статуса, признании и др.)».
Содержание личностно - ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно - ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно - ориентированной направленности.
Организация такого учебного занятия, как свидетельствует анализ литературы, предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
Великая педагогика:
Игры большой подвижности для занятий в зале и на улице
Северное сияние Задачи: развитие быстроты и ловкости; закрепление навыков ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать на сигнал, выполнять задание в меняющихся условиях. Количество участников: 12-20 человек. Место проведения: спортивный зал. Атрибуты и инвентарь: красные, синие, желтые с ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...