- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; {LINKS}
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что .», «мне кажется, что .», «по моему мнению .», «я думаю, что .» и т.д.
Таким образом, несмотря на вариативность точек зрения по поводу содержания личностно - ориентированного обучения, можно отметить, что большинство исследователей признают собственно-личностный компонент (индивидуальный опыт общения, обеспечивающий познание себя, развитие личностных функций) ведущим, в то время как базовый компонент (спектр знаний, умений, навыков) нужен школьникам, чтобы действовать в обществе, а также являться основой для функций.
В настоящее время учеными проводится большая работа по дополнению и уточнению содержания обучения личностно - значимыми компонентами. Но, как показывает практика, все успехи в этом направлении в начальной школе связаны с личностью учителя и зависит от его таланта, знания, интуиции, внутренней профессиональной мотивации. Учитывая особенности младшего школьника (неустойчивость внимания, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности), учителя начальных классов используют на практике нетрадиционные формы организации обучения: урок - «КВН», урок - «встреча», урок - «эврика».
Нам кажется уместным, провести пример организации учебного процесса из опыта реализации личностно - ориентированного обучения в некоторых школах Санкт-Петербурга. В городе получили распространение педагогические мастерские.
Педагогические мастерские - это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый».
Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычности, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.
При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса:
«индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств ребенка, создание личного отношения к предмету обсуждения (в качестве индуктора могут выступать: слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д.);
«самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, рисунка;
«социоконструкция» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе обсуждается всеми;
«афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними;
«разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, пододвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сравнению своего знания с научным;
«рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникающих у учеников в ходе мастерской.
Великая педагогика:
Игра как метод обучения лексической стороне речи
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти ...
Проблема изучения коммуникативных умений в научной литературе
Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Технологический уро ...
Урок – ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотив ...