Характеристика основных активных методов обучения

Педагогическая информация » Активные методы обучения » Характеристика основных активных методов обучения

Страница 10

Время разминки — 15—20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную зада­чу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штур­ма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке за­писывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и ожив­ления в классе — непринужденность обстановки способствует активизации мысли. {LINKS}

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время основной сессии — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учащихся, обычно к его концу чувствуется явное утомле­ние участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возмож­ность, экспертам на время работы можно перейти в другое поме­щение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить му­зыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо пред­ложить им несложные задания в игровой форме, например, крос­сворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов де­лают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количе­ство предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о вне­дрении тех или иных предложений в практику.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты про­явления высокой степени творчества, успехи коллективной дея­тельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успе­хи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положи­тельное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание до­биться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (10— 15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен ин­формацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагог не следует скоропа­лительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в буду­щем его ждет успех.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые при­емы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делает­ся как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация по­знавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и во­обще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особен­ностям и условиям организации, которые определяют технологию ак­тивного обучения. В викторине, соревновании ученик может прини­мать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игро­вого момента и положительной настроенности на деятельность. В тех­нологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или актив­но участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru