Программы и методики формирования речевых компетенций

Страница 4

традиционные отечественные методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работ по развитию речи .

Рамзаева Т.Г. [1998] считает, при разработке системы обучения школьников русскому языку исходит из того, что основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, а усвоение грамматических заданий и формирование орфографических навыков своим конечными результатами имеют развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и верно передавать их на письме. Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку яв­ляется повышенное внимание к речевой подготовке школьников. {LINKS}

Несмотря на то, что современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы, предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка; однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому, по мнению Александровой О.А.[2006], представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных для совершенствования структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Ярким примером, свидетельствующим о том, методики по обучению коммуникативной деятельности занимают основополагающее значение, является ситуация, существующая сегодня в методике развития речи. По утверждению М.А. Соловейчика, методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный.

Среди инновационных средств и материалов ИКТ выделяют следующие:

Первый тип учебных материалов – наборы цифровых (информационных) образовательных ресурсов. Эти учебные материалы лучше всего встраиваются в существующую систему образования. Они представляют собой важную и современную цифровую составляющую учебно-методических комплексов (УМК) к большинству учебников, входящих в Федеральный перечень. Учебные материалы расширяют содержание учебников, учат пользоваться информацией и помогают создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

Второй тип учебных материалов – информационные источники сложной структуры – представляет собой частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. К этому типу относятся специализированные электронные энциклопедии, определители, образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт, виртуальные лаборатории и многое другое.

Наконец, третий тип учебных материалов – инновационные учебно-методические комплексы – претерпели кардинальные изменения в организации учебного процесса, они включают полный набор средств образования, необходимых для его организации.

Итак, конкретные программные и технические средства, относящиеся к перечисленным технологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов: отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии; прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса; выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения; обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).

В младших и средних классах обучение русскому языку протекает наиболее активно. С 5-го по 9-й классы школьники изучают все уровни языка и языковые единицы, им соответствующие. Целенаправленно развивается их устная и письменная речь. Но к старшим классам активное, целенаправленное обучение русскому языку прекращается как таковое. Не так давно русский язык на третьей ступени средней школы совсем не изучался.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Общая педагогика
Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и восп ...

Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с онр распространёнными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с онр выявляется несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в ...

Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин­тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь­ности, но и определенной ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru