Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.
Коммуникативность — способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей к общени. {LINKS}
В российской научно-педагогической литературе коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативное обучение/ образование/ тренинг - понятия относительно новые, недостаточно отрефлексированные не только в их педагогическом, но и в общесемантическом значении (например, представители социальных наук, включая педагогов-исследователей, с которыми мне приходится обсуждать эти темы, нередко задают вопрос, в чем отличие коммуникации от общения, - вопрос, несмотря на очевидную "семантичность", концептуальный). Не получила пока однозначного названия и вся та область знания, что изучает явление человеческой коммуникации. В ряду терминов, которые "пробуются" в настоящее время в русском языке, можно слышать такие, как "коммуникативистика", "коммуникалогия", "коммуникативные дисциплины", "коммуникативная наука", "теория коммуникации", "теория и практика коммуникации", и т.п.
В основу формирования коммуникативной грамотности положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной граммотности.
Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
Чтобы формирование коммуникативной грамотности было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.
Великая педагогика:
Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...
Особенности развития творчества в дошкольном детстве
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъекти ...
Экологическая культура как результат экологического образования
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культу ...