Интегративное знание в содержании общего среднего образования

Педагогическая информация » Интегративное знание в содержании общего среднего образования

Страница 3

Принцип модульной организации иитегративного знания ориентирует учителя на разработку комплекса организационно-содержательных модулей предъявления учащимся учебного материала. Центральное место в них занимают обобщенные, систематизированные естественнонаучные, гуманитарные и метапредметные знания. Модульная организация при изучении, например, исторических эпох, основных этапов развития науки, видов искусств и т.п. обеспечивает природосообразиое сочетание интегративных факторов, управляющих процессами усвоения учебного материала.

Множество семантически значимых в содержании общего среднего образования предметных текстов и контекстов, доступное восприятию школьника, интуитивно осознается им как нечто целостное. Однако слабая дидактическая оформленность интегративного знания в учебном материале не позволяет ученику справиться с "хаосом" разнопредметного содержания, структурировать информацию по единым основаниям. Поэтому представляется целесообразным выделить системообразующие компоненты интегративного знания, актуализирующие его содержание, придать ему четко выраженную структуру. В качестве таковых назовем следующие виды знания: историко-научное, историко-культурологическое, проблемно-ориентированное. При определенных педагогических условиях они могут обеспечить интеграцию содержания общего среднего образования; превратить отдельные предметные знания школьников в убеждения, из которых вначале складываются мировоззренческие уровни освоения действительности (мироощущение, мировосприятие, миропонимание), а впоследствии формируется и мировоззрение личности.

Историко-научное знание — это сведения об основных этапах развития наук в контексте культуры (культурно-исторический контекст науки); о становлении и трансформации научных картин мира (натурфилософской, механистической, релятивистской) как смене научных парадигм и научных революций; о современной научной картине мира (теории, факты, понятия, законы, следствия из законов, гуманитарные регулятивы научного познания); о вкладе выдающихся ученых прошлого и современности в развитие науки и техники; о личности ученого и ее влиянии на развитие науки; об уровнях и методах научного познания.

История науки, по выражению А.Эйнштейна, является "не только драмой людей, но и драмой идей". Это источник, с помощью которого учебный материал входит в круг познавательных интересов, переживаний школьника; обретает субъектный смысл, формирует внутренние регулятивы деятельности ученика. Историко-научное знание способствует гуманизации образования, реализации целей обучения и воспитания, связанных с формированием у учащихся навыков рационального мышления; становлению познавательной, коммуникативно-поведенческой и эмоционально-ценностной сфер личности.

В педагогической литературе неоднократно отмечалась необходимость включения историко-научного материала в содержание учебных предметов, главным образом естественнонаучного цикла. Однако история науки до сих пор не нашла должного отражения в действующих программах и учебниках средней школы. В них упоминаются лишь даты научных открытий, имена ученых и краткие биографические сведения. В связи с этим востребованы элективные курсы для старшеклассников по следующим темам: "История научных открытий", "Развитие методов научного исследования", "Становление научной картины мира" и т.п. Они активно содействуют гуманитаризации естественнонаучного образования, создают основу для личностного осмысления учащимися приобретаемых знаний. Образ науки способствует формированию у школьника «концептуальных представлений о научной деятельности как о своеобразной "идеологии науки" . позволяет создать некоторое методологическое основание для изучения "логики открытия"».

Помимо науки, занимающей в содержании общего среднего образования основное, но не единственное место, существуют вненаучные способы познания мира, например обыденное, художественное, мифологическое и т.п. Учет этого диктует необходимость выделения в структуре интегративного знания еще одного системообразующего компонента — историко-культурологического.

Историко-кулътурологическое знание — это сведения о возникновении цивилизаций и культур разных типов как форм существования общества; о признаках цивилизаций и культур разных исторических эпох; о месте и роли личности как субъекта и творца культуры; о специфике обыденного, научного, художественного, мифологического способов познания мира как феноменов культуры; об основных подсистемах и структуре культуры; об исторически сменяемых представлениях о социальной картине мира; о произведениях мирового искусства, отдельных памятниках материальной и духовной культуры, выдающихся исторических личностях — символах эпох; о взаимодействии между культурами разных типов, между природой и человеком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Принципы контролирования успеваемости
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его техноло ...

Технологии проведения игры
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в уч ...

Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru