Таблица 3.1.
Технологическая карта для конструирования системы занятий
Технологический блок |
{LINKS} База данных | |
Название |
Основная задача | |
Вводные занятия |
Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и личного целеполагания в ней. Построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме |
Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. |
Основная часть |
Достигнуть общих установочных целей по теме. Выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы |
Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. |
Тренинг |
Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока. Достичь деятельностных базовых требований по теме |
Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение |
Контроль |
Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции |
Защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачёт, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен |
Рефлексия |
Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности. Соотнести поставленные цели с результатами обучения |
Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчёты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция |
Таблица 3.2.
Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта
Технологические элементы |
1-й уровень (частнопредметный) |
2-й уровень (общепредметный) |
3-й уровень (метапредметный) |
Объект познания |
Частный предметный объект (капля воды) |
Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре) |
Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира) |
Проблема |
Каковы причины шарообразной формы капли воды? |
Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды? |
Какова роль воды в устройстве мира, её связь с другими стихиями? |
Постановка задач |
Исследовать каплю воды |
Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые зaключены в притчах, стихах и поговорках о воде |
Установить роль воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого) |
Способы решения задачи |
Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды |
Paзнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о ней |
Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды |
Демонстрация результатов |
Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли |
Защита гипотез о причинах, сущности единства и многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре |
Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы |
Рефлексия деятельности |
Перечень применённых методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления |
Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды) |
Осознание своих происшедших в ходе выполнения работы внутренних изменений на логическом и чувственном уровне. |
Великая педагогика:
Методика
организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...
Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...