Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:
- доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику;
- позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности; {LINKS}
- постановка общей цели, объединение общими интересами, организация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости;
- адекватность средств, методов и методических приемов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей;
- примирительные акты в случае конфликтов, возникающих вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, разногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т.п. (способами разрешения конфликта могут быть мотивированное переубеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс, уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на положительном, переориентировка внимания на другой объект или действие);
- суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога); внушения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, повышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности;
- использование музыки с целью снятия нервно-мышечного напряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки;
- игровые методы организации занятий, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, радости; специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до формирования эмпатии в межличностных отношениях;
- театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с передвижением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источником двигательной, психомоторной, социальной активности.
Анализ научной и методической литературы позволил изучить состояние проблемы, определится с темой исследования, целью, задачами, методами и организацией исследования.
Анализ медицинской и учебной документации школьников исследуемой группы позволил определить вид, характер, степень нарушения, наличие сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений у данной группы школьников. В зависимости от этого, все учащиеся были распределены на две однородные группы для проведения педагогического эксперимента. Кроме этого анализ документации позволил получить информацию о содержании проводимых с детьми данных групп занятиях в рамках лечебной и адаптивной физической культуры.
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт организации педагогического процесса путем создания новых условий его протекания, направленный на выявление педагогических эффектов предлагаемых нововведений. Педагогический эксперимент проводился с одними и теми же группами исследуемых, при одинаковых условиях, результаты эксперимента были зафиксированы. После этого был проведен анализ полученных данных, сформулированы выводы, даны практические рекомендации.
Педагогическое наблюдение представляет собой анализ и оценку деталей педагогического процесса в их динамике, позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания и использовать их для предполагаемой оценки результатов педагогического процесса.
Методы математической статистики позволили обработать полученные результаты, провести их сравнительный анализ и доказать эффективность экспериментального метода комплексной оценки координационных способностей школьников 12-14 лет с нарушениями слуха и зрения.
Методы контрольного тестирования позволили нам провести контроль уровня развития навыка бега и быстроты движений до и после проведения коррекционно-развивающей программы, оценить и сравнить полученные результаты. Для этого применялись следующие тесты:
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 1 мин
Методика тестирования: испытуемый по сигналу начинает выполнять бег на месте с высоким подниманием бедра, стараясь коленом коснуться ладони согнутых рук на уровне пояса. Бег начинают с правой ноги, фиксируется количество касаний правой ногой ладони за 1 минуту.
Бег с максимальной скоростью на 10 м с высокого старта
Методика тестирования: испытуемый по сигналу стартует от стартовой линии, пробегает с максимальной скоростью 10 метров по прямой и финиширует. Фиксируется время прохождения дистанции.
Бег «змейкой» 10 метров
Методика тестирования: на расстоянии 2 м о стартовой линии ставится набивной мяч (кегля), через каждые 1.5 м ещё 4 мяча (кегли). От последнего мяча (кегли) через 2 м финишная линия. Испытуемый по команде начинает бег, огибает справа первый мяч, слева второй и т.д. до финишной линии. Фиксируется время от старта до финиша.
Великая педагогика:
Жанры сюжетной живописи
Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику наиболее подходящей. Историческая живопись – это и ...
Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков
тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...
Специальные
педагогические науки
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обу ...