Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принуждения. {LINKS}
Под педагогической поддержкой О.С. Газман, который ввел это понятие в научный обиход, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Педагогическая поддержка в условиях личностно ориентированного обучения, по мнению О.С. Газмана, рассматривается в качестве особой сферы деятельности педагога и направлена на стимулирование самостановления ребенка как индивидуальности.
Анохина Т.В. дает следующее определение педагогической поддержке: "Система средств, которая обеспечивает помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности".
Анализируя работы различных авторов (Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, Е.А. Павленко и др.), мы выявили различные подходы к определению сущности содержания понятия «педагогическая поддержка», на уровне ключевых слов содержание этого понятия отражено на рисунке 3.
|
Развитие
Одобрение Защита |
Помощь |
Убежище Покровительство Заинтересованность Опора Надежда Общность |
Рис. 3 - Содержание понятия «педагогическая поддержка» на уровне ключевых слов
Под социально-педагогической поддержкой мы понимаем систему социально-педагогической деятельности, раскрывающей личностный потенциал воспитанника-сироты, включающей помощь в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Сюда входят и мероприятия по обеспечению выпускников жильем, и внеконкурсное поступление в вуз, что предусмотрено законом, а также устройство на работу, помощь в решении бытовых проблем и организация круга общения.
Социально-педагогическая поддержка учащихся-сирот профессиональных учреждений базируется на основе идей:
- гуманистического подхода в педагогике и психологии (К.Рождерс, А. Маслоу), предполагающего безусловную ценность личности каждого человека, доверие к его возможностям, взаимодействие с ним;
- социально-ролевого подхода в педагогике (Н.М. Таланчук), указывающие на то, что социальная среда – это важнейшая детерминанта формирования личности;
- теории социально-педагогической деятельности об условиях социального воспитания юношей и девушек в постинтернатных учреждениях (А.А. Вавилов, Л.М. Щипицына, Е.А. Знаменская, И.Ф. Мягков, Г.В. Семья, С.А. Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдинцева и др.).
Социально-педагогическое сопровождение направленно на поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Мы выделяем несколько характерологических особенностей этого процесса.
Великая педагогика:
Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи Различные неблагоприятные факторы воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи. Структура речевой недостаточности и процессы ком ...
Анализ сущности понятия «метод проектов»
Слово «метод» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает путь к чему-либо. С точки зрения дидактики, метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Слово «проект» име ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...