Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 9

Воздействия внешнего мира имеют неодинаковую побудительную силу. Побудительная сила внешних воздействий определяется не только их интенсивностью, но и отношением личности к этим воздействиям. Отношение, выступая атрибутом сознания, системой индивидуальных сознательных и избирательных связей личности с объективной действительностью «фильтрует» воздействия внешнего мира, является первоначальной активной реакцией личности на внешние стимулы. При положительном отношении личности к внешним воздействиям сила этих воздействий возрастает, при отрицательном – снижается. {LINKS}

Отношение связано также с принципом значимости, а в значимости, как известно, запечатлена потребность личности. С возрастом потребности школьников совершенствуются. Это ведёт к совершенствованию их отношений. Отношение представляет собой систему сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности и возникает всегда как сознательный элемент. С развитием сознания школьников формируются, следовательно и их отношения. Подобное развитие отношений происходит и с развитием эмоций школьников, т.к. отношение выражает переживания личности, является эмоциональным стимулом личности.

Динамизм творческой активности определяется, безусловно, сформированностью преобразующего отношения к деятельности, готовности к ней, самой преобразующей деятельностью. И тем не менее начало процесса мышления (уяснение цели, определение задачи и выбор методов, средств для её решения), сам процесс мышления (актуализация нужных знаний, установление возможных случаев отношения нового с ранее пройденным, анализ и синтез рассматриваемых фактов, предметов, явлений и т.д.) определяются прежде всего знаниями. Вне знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна умственная деятельность. Ученик не может мыслить, не может проявлять глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определёнными знаниями. Каждое новое знание может быть усвоено сознательно, если учащиеся овладели теми предшествующими знаниями, идеями, понятиями, на которых ожидается вновь усваиваемое знание. И чем шире, прочнее эти знания ученика, чем больше направлений они включают, тем выше у него уровень анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, тем свободнее он оперирует своими конкретными знаниями.

Уровень протекания мыслительного процесса определят не отдельные изолированные знания, а их система. По мере овладения системой знаний, их систематизации школьники усваивают ведущие идеи современной науки. У них развиваются логическое мышление с его свойствами абстрагирование и обобщения, внимание, память и другие психические процессы.

Эффективность умственной деятельности определяется и умениями, навыками выполнения учебной работы. Они неотъемлемы от знаний. Если знания, лежащие в основе их, хорошо поняты, осмыслены учениками, то процесс формирования умений и навыков протекает успешно.

Развитие творческой активности обеспечивает не только накопление системы знаний, но и своего рода фонда умственных приёмов, операций, хорошо отработанных и прочно закреплённых: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приёмы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов); обобщенные способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать свою деятельность, контролировать её); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач как внутри, так и межпредметного характера и др.

Однако для развития творческой активности учащихся только логических механизмов недостаточно. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.

Исходным для анализа и конструирования учебно-познавательной деятельности подростков служит положение С.Л. Рубинштейна о том, что «всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятые в своей реальной конкретности, совершаются на различных уровнях, многопланово».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...

Особенности учебной деятельности младших школьников
Как отмечал В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Млад ...

Двигательный навык и его формирование в процессе обучения
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru