Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории.
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. {LINKS}
Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения.
Коммуникативные умения – это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.
Коммуникативные умения формируются двумя путями:
- в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена;
- в ходе специальной подготовки к общению.
А.В.Мудрик предлагает рассматривать пять аспектов подготовки к общению:
1) развитие особенностей мышления;
2) формирование навыка свободного владения речью;
3) развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность);
4) формирование определенных установок в сфере общения:
- отношение к партнеру по общению как к цели;
- интереса к процессу общения;
- терпимости к общению как диалогу.
5) развитие и формирование новых коммуникативных умений.
Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Именно поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное.
Умения, необходимые для общения личности, можно условно разделить на семь групп:
1) речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Это умения
- грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
- достичь желаемой коммуникативной цели;
- осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.)
- говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, правильную синтагмативность речи, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.);
- высказываться «целостно», то есть достигать смысловой целостности высказывания;
- высказываться логично и связно;
- высказываться продуктивно, то есть содержательно;
- говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления (речи); разработать самостоятельную программу речи; говорить без опоры на письменный текст; опираться на собственный анализ проблемы, посвященной речевой деятельности);
- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;
- выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного;
- передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.
2) социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения
- психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение;
- поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров;
- психологически точно определить «точку» завершения общения;
- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
- прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
Великая педагогика:
Обучение детей ориентированию в малом пространстве
Все дети разного возраста пришли в детский сад из семей, где получили различное воспитание и имели различные умения. Практически весь первый год работы с детьми, несмотря на разницу в их возрасте, мы работали со всеми по первому уровню (см. выше). Он предусматривает развитие предметной деятельности ...
Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...
Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости
в начальной школе
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...