Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Образовательные учреждения на основе государственных стандартов и нормативов обеспечивают профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, организуют дифференцированное обучение для более полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся. {LINKS}
Целенаправленно занимается этой проблемой и школьные социальные педагоги. Помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением работы школьного психолога с учащимися старших классов.
Своевременность такой работы в этот период определяется возрастными психологическими особенностями, личностными новообразованиями:
самоопределением
профессиональной направленностью
Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма – профессиональное самоопределение.
Проанализировав трудности в самоопределении, были выделены, трудности, связанные:
с отсутствием потребностей самостоятельной постановки жизненных целей (все решают родители);
с отсутствием информации о будущих выбранных профессиях;
социальные трудности, связанные с материальными проблемами.
Разработанная нами «Программа профессионального самоопределения старшеклассников» направлена на преодоление этих трудностей (Таблица 4).
Целью программы является создание условий для формирования готовности старшеклассников к выбору профессии и повышение уровня профессионального самоопределения старшеклассников.
Таблица 4. Программа профессионального самоопределения старшеклассников
№№ |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
Беседы, где старшеклассники знакомятся с научными подходами к выбору профессии. |
одна:30-40 минут |
активизация размышлений о выборе профессии | |
Встречи с интересными людьми |
одна:30-60 минут |
получение некоторых знаний о профессиях | |
Экскурсии |
одна:2-3 часа |
ознакомление участника с характеристиками некоторых профессий | |
Игровые упражнения для классных часов, способы моделирования отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения |
один:60-90 минут |
получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности | |
Индивидуальные консультации:Выработка стратегии построения карьеры.Профессиональные склонности. |
одна:30-40 минут |
создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений | |
Профориентационные тренинги:4-5 групп по 9-10 человекВыбор профессионального пути.Как найти работу. |
один:30-60 минут |
освоить навыки, необходимые для успешной учебы и самореализации в будущей профессии | |
Тестирование (склонности ,Рокича) |
Программа занятий с подростками выстроена таким образом, что основной акцент в ней делается на активизацию процесса профессионального и личностного самоопределения, на повышение уровня профессиональной зрелости у старшеклассников, т. е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
В программе используются Профориентационные игры и игровые Профориентационные упражнения. Смысл использования данных методик – в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Великая педагогика:
Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...
Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного
рисования
Чтобы определить эффективность проделанной нами работы по развитию навыков пейзажного рисования и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. Он дал возможность выявить изменения в уровне развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возр ...
Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...