Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Образовательные учреждения на основе государственных стандартов и нормативов обеспечивают профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, организуют дифференцированное обучение для более полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся. {LINKS}
Целенаправленно занимается этой проблемой и школьные социальные педагоги. Помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением работы школьного психолога с учащимися старших классов.
Своевременность такой работы в этот период определяется возрастными психологическими особенностями, личностными новообразованиями:
самоопределением
профессиональной направленностью
Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма – профессиональное самоопределение.
Проанализировав трудности в самоопределении, были выделены, трудности, связанные:
с отсутствием потребностей самостоятельной постановки жизненных целей (все решают родители);
с отсутствием информации о будущих выбранных профессиях;
социальные трудности, связанные с материальными проблемами.
Разработанная нами «Программа профессионального самоопределения старшеклассников» направлена на преодоление этих трудностей (Таблица 4).
Целью программы является создание условий для формирования готовности старшеклассников к выбору профессии и повышение уровня профессионального самоопределения старшеклассников.
Таблица 4. Программа профессионального самоопределения старшеклассников
№№ |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
Беседы, где старшеклассники знакомятся с научными подходами к выбору профессии. |
одна:30-40 минут |
активизация размышлений о выборе профессии | |
Встречи с интересными людьми |
одна:30-60 минут |
получение некоторых знаний о профессиях | |
Экскурсии |
одна:2-3 часа |
ознакомление участника с характеристиками некоторых профессий | |
Игровые упражнения для классных часов, способы моделирования отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения |
один:60-90 минут |
получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности | |
Индивидуальные консультации:Выработка стратегии построения карьеры.Профессиональные склонности. |
одна:30-40 минут |
создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений | |
Профориентационные тренинги:4-5 групп по 9-10 человекВыбор профессионального пути.Как найти работу. |
один:30-60 минут |
освоить навыки, необходимые для успешной учебы и самореализации в будущей профессии | |
Тестирование (склонности ,Рокича) |
Программа занятий с подростками выстроена таким образом, что основной акцент в ней делается на активизацию процесса профессионального и личностного самоопределения, на повышение уровня профессиональной зрелости у старшеклассников, т. е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
В программе используются Профориентационные игры и игровые Профориентационные упражнения. Смысл использования данных методик – в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Великая педагогика:
Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих
специалистов по направлениям
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...
Возможности межпредметных связей в развитии интереса школьников к уроку
музыки
Первые попытки классификации межпредметных связей были не совсем удачны. Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсуновская и другие основой классификации определили хронологический критерий, т.е. основывали её на «предварительных, сопутствующих и последующих связях». Это привело к изменению учебной ...
Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...