Виды морфем

Страница 5

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончанием слова, образующие группу несклоняемых существительных; глаголы в неопределенной форме; деепричастия; наречия; прилагательные в форме сравнительной степени; междометия; предлоги; союзы; частицы [8, C. 106]. {LINKS}

Главное различие между корнем и окончанием в том, что ко­рень связан с лексическим значением слова, а окончание - с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п. Корень имеет стабильный (с учетом фонемных чередований) буквенный состав, а окончание — изменчивый, так как эта морфе­ма отражает постоянно изменяющиеся связи слова с другими сло­вами в предложениях. Окончание — словоизменительный аффикс. Это значит, что взаимозамена этой морфемы не приводит к появле­нию нового слова. Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата — письмо и брату т. п.

Как и всякая другая морфема, окончание обнаруживает себя, когда функционирует: изменяем грамматическое значение — изме­няются средства его выражения (звуковой состав окончания). Первое грамматическое значение, с которого начинается знаком­ство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи.

Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников, за исключением некоторых слов (например, тех, которые, имея форму множественного числа, Называют один предмет: ножницы, сани и т. п.), значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов. Труднее детям понять, что эти вещественные различия, отражаясь в языке, изменяют связи между словами.

Во 2 классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении». Но в сознании детей в этот период понятие связи слов не выходит за рамки семантических связей, в то время как понятие грамматической связи имеет свое специфическое содержание, которое и должно быть раскрыто при анализе слово­сочетаний.

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изменяться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям. Таким образом, даже на самом начальном этапе знакомства с окончанием без употребления каких бы то ни было терминов можно раскрыть роль этой части слова как средства выражения особых, фор­мальных (грамматических) связей между словами.

По мере накопления знаний о частях речи углубляются знания учащихся об окончании. В то же время конкретизируются пред­ставления о связях между словами и формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется конкрет­ное грамматическое значение слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.

Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем при­лагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый — доб­рое — добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать. Так, если известно, что у данного прилагательного окончание -ое, то можно сказать, что оно связано с существительным среднего рода. И чем больше грамма­тических сведений о данной части речи накопит учащийся, тем больше сведений о слове будет сообщать ему окончание: оконча­ние -ое сообщит не только о роде данного прилагательного, но и о его числе и падеже. В то же время будет конкретизироваться общее представление об окончании как двусторонней языковой единице, в которой неразрывно связано ее значение с определенным фонемным (звуковым) составом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всесторо ...

Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru