Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это положение является общепризнанным в педагогике дошкольного детства. О роли игры в жизни ребенка сказано много убедительных слов. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника. Однако в традиционной практике дошкольного образования игра отодвинута на второй план. Безусловно, педагоги включают игровые моменты, ситуации и приемы в различные виды детской деятельности, но развитие игры как свободной самостоятельной совместной со сверстниками деятельности не уделяют должного внимания. {LINKS}
Как отмечают исследователи, дети в старшем дошкольном возрасте отдают предпочтение играм с правилами, к числу которых относятся подвижные, дидактические и развивающие игры. Игра с правилами является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового (И. Ивич, Н.Я Михайленко и Х. Шварцман и др). Игры с правилами (по исследованиям Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина) служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми: они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил; подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые каждый человек имеет перед собой.
Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и быть связанным с реальными делами детей, оно приобретает вне ситуативный характер. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений. Именно такая форма игры, по мнению Л.А. Венгера, имеет определяющее значение в развитии ребенка, его социализации.
Однако, традиционно проблема общения рассматривалась в контексте творческих, сюжетно-ролевых игр детей (Т.В. Антонова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Иванкова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и другие) .
Исследователи тесно связывали общение и взаимоотношения детей в игре, подчеркивая, что общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений. А.П. Усова отмечала: «Действовать вместе с другим ребенком - это не так просто в возрасте трех, четырех и даже шести лет. И, хотя, распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывается нужен еще язык общения .».
Как отмечают Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова, в ролевой игре существует два вида общения: собственно игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени взятых на себя ролей. Организационное общение имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей, контроль за выполнение правил поведения в игре. Именно этот вид общения способствует развитию «общественности» (А.П. Усова). По мнению авторов: «Воспитательную работу по развитию ориентации на сверстника важно сочетать с обучением детей самой технике общения коммуникативным умениям как способам выражения отношения друг к другу». Авторы показывают благотворное влияние на эмоциональный климат в игровом объединении таких умений, как:
Великая педагогика:
Диагностика уровня познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ «Ромашка» города Ноябрьска был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в к ...
Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...
Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным
речевым развитием
Вопросы формирования монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся ...