Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Страница 1

Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности. {LINKS}

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много исследований. Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, В.А. Сластенин и другие исследователи понимают под педагогической деятельностью вид социальной деятельности по передаче от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта.

Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т. е. деятельностью по организации другой деятельности. Деятельность педагога надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Следующая особенность педагогической деятельности заключается в присущей педагогу позиции, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания (в широком смысле этого понятия), а ему предстоит стать объектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод. Что сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности.

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые исследователи подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включает в нее, прежде всего элементы мыслительной деятельности. В предложенной ими структуре выделяются: во-первых, педагогическое предвидение, прогнозирование, что связана с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык; во-вторых, методическое осмысление, инструментовка учебно-воспитательных воздействий. Как третью особенность педагогической деятельности эти исследователи называют то, что, она связана с организацией воздействий, использованием в качестве учебно-воспитаельных средств и возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных влияний. Четвертая особенность обусловлена необходимостью анализа достигнутого результата, соотнесения его с выдвинутыми целями и задачами.

Однако более важным для данной дипломной работы представляется рассмотрение педагогической деятельности в социокультурном аспекте. Согласно подхода Л.А. Беляевой, генезис педагогической деятельности обусловлен одной из фундаментальных потребностей общества в воспроизводстве человека, а поэтому ее необходимо рассматривать, с одной стороны, как способ социокультурного воспроизводства человека, а с другой – как способ бытия особой социально-педагогической сферы общества, в рамках которой, и осуществляется целенаправленное социлокультурное восприятие человека. Иными словами, педагогическая деятельность – это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений.

Воспроизводство человека осуществляется посредством процесса социального наследования, без которого, как справедливо указывает этот автор, общество не может существовать и который имеет как бы два вектора: одни из них означает практическое и духовно-практическое освоение индивидом социокультурного содержания, а другой – теоретическое приобщение к нему в свернутом, сокращенном и обобщенном виде посредством формирования мысленных представлений о нем.

В целом такой подход подчеркивает, что любая педагогическая деятельность – это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но, прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Воспитание в семье
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и бл ...

Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru