Значимость учебника в жизни любого человека и общества огромна. Учебник-звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Учебник - это путь к познанию вещей и явлений. Учебник - ключ к открытию мира и людей - добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, человек развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как учебник.
{LINKS}Учебная литература развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Учебник, как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет вещественную форму, отличающуюся своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. Вместе с тем он оказывает воздействие на самую тонкую сферу человеческой личности – на его духовный мир. Под влиянием учебника у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного сознания. Несмотря на дуализм, заложенный в природе учебника, он является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах.
Актуальность данной работы заключается в выявлении влияния исторической эпохи на содержание и развитие учебной литературы.
Цель: изучить, по какой учебной литературе учились разные поколения россиян.
Объект: историческое время и учебная литература.
Предмет: зависимость содержания учебника от исторического времени.
Гипотеза: содержание, количество и качество учебной литературы зависит от исторического времени целей и взглядов на образование.
Задачи:
-выяснить в какой период времени появился учебник;
-изучить и проанализировать содержание учебной литературы в разные исторические периоды;
-изучить влияние исторического периода на содержание и цели образования;
-доказать, что историческая эпоха влияет на содержание учебной литературы;
-выяснить какие требования предъявляются к учебникам в наше время.
Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ историко-педагогической литературы, сравнение, обобщение.
Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения), а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.
Великая педагогика:
Описание диагностической работы по определению
уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...
Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников
Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой сред ...
Педагогический эксперимент и анализ результатов
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов был проведен частичный психолого-педагогический эксперимент в МОУ СОШ №3 г. Ставрополя. Работа предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий экспер ...