Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми обучаемыми после общей деятельности.
Все технологические такты последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе. {LINKS}
Как это делают в нижнем новгороде?
Структура первого дня обучения:
1. Обсуждение содержания (моделей обучения):
— заявление позиции преподавателя на обучение;
— выявление отношения обучаемых (принимают, отвергают модель) к позиции преподавателя, их профессиональных интересов;
— создание творческих групп по познавательным интересам слушателей;
— первичная диагностика слушателей.
2. Обсуждение форм взаимодействия в процессе обучения. КМД, ИМД, правила взаимодействия.
3. Составление индивидуальных, общих программ обучения.
4. Обсуждение структуры организационно-деятельностной карты и правил её заполнения.
5. Рефлексия (самочувствие слушателей в новой форме обучения).
6. Клубная форма (корректировка индивидуальных, общих программ обучения).
7. Индивидуальная мыследеятельность — уточнение индивидуальных программ деятельности в институте, оформление организационно-деятельностных карт.
Структура последующих дней:
1. Аудиторные занятия в режиме коллективной мыследеятельности (КМД):
— обсуждение результатов исследований, проводимых слушателями;
— обсуждение открытий слушателей в процессе познавательной деятельности;
— работа с организационно-деятельностной картой;
— постановка целей нового этапа познания, определение способа организации общего процесса поиска;
— поиск решения проблемы по творческим группам, выработка позиции;
— общий поиск решения проблемы (всем составом обучаемых), научная аргументация позиций, постановка новой проблемы;
— рефлексия.
2. Клубная деятельность по профессиональным интересам: по целям и программам творческих групп.
3. Индивидуальная мыследеятельность (ИМД): изучение литературы, методических разработок, обработка результатов исследования, осмысление собственной деятельности, оформление организационно-деятельностных карт.
Структура последнего дня обучения (отчёты творческих групп):
— объявление целей, проблем углублённого изучения;
— сообщение результатов исследований, проведённых группой, педагогические рекомендации по перестройке управления учебно-воспитательным процессом;
— творческие формы отчётности (инсценировки, песни, шаржи, рисунки, стихи и т. д.);
— рефлексия.
Структура заключительного дня обучения:
1. Заявление позиции на современное обучение, её аргументация, защита программ изменения управления учебно-воспитательным процессом в учебном заведении.
2. Оценка учебно-воспитательного процесса в институте:
— модели обучения;
— технологии КМД;
— профессиональной компетентности бригады преподавателей, ведущих учебный процесс.
3. Обсуждение форм связей выпускников с институтом.
4. Гимн потока.
Примечание. Расписание занятий составляется в режиме погружения в блок обучения (продолжительность изучения блока — 7—8 дней), столы и стулья расставляются «островками» (два стола, 7—9 стульев), по всей аудитории в виде полукруга для предоставления пространства каждой творческой группе. Каждая учебная аудитория оборудована техническими средствами, которые позволяют просмотреть фрагменты учебного процесса, происходящего в институте, в базовых учебных заведениях, прослушать магнитофонные записи, тексты лекций, рефлексии, отчётов слушателей и т. д.
Великая педагогика:
Функциональное назначение кабинета биологии
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты ...
Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости
в начальной школе
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...
Изучение опыта учителей начальных классов по
проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. На констатирующем этапе была поставлена ...