Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 2

Познавательная потребность.

Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания.

Этапы развития познавательной потребности:

Потребность во впечатлениях ( ориентировочный рефлекс).

Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.). {LINKS}

Становление склонностей (Склонность – потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.).

Потребностно-мотивационные моменты не просто влияют на интеллектуальную деятельность, но и являются непосредственно побуждающими, исходными стимулами познавательных процессов.

Интеллект.

Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека.

Способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.

Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека.

Креативность.

Это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.

Таким образом, видно, что необходима суммация не просто способностей, а способностей интеллектуальных, творческих и наличие потребности реализовывать эти способности.

Триада П. Торренса .

творческие способности

творческие умения

творческая мотивация

П.Торренс в одаренность включает творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей. Таким образом, мы видим, что Торренс делает акцент на творчестве, показывая тем самым, что творчество – есть главная составляющая любой одаренности.

2. Одаренность как совокупность природных и социальных факторов.

Модель Ф. Монкса.

Так модель Ф.Монкса предполагает расширение модели Рензулли прибавлением к ней социального окружения. В данной модели наглядно представлена связь генетически определенных задатков и воздействия окружающей среды.

Мюнхенская модель.

Хеллер в мюнхенской модели указал не только факторы, влияющие на развитие одаренности, но и подробно назвал компоненты первых (См. рисунок 2). В модель входят не только условия среды и предпосылки, но и умения, и некогнитивные личностные особенности. Именно в этой модели подчеркнута многогранность и многофакторность одаренности как явления.

Отдельным пунктом хотелось бы обозначить творческую одаренность.

Одаренность – более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренность – степень творческой реализации в образовательной области.

Модель творческой одаренности А.М. Матюшкина.

А.М. Матюшкин разработал модель творческой одаренности, основными компонентами которой будут:

Доминирующая роль познавательной мотивации.

Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

Возможности достижения оригинальных решений.

Возможности прогнозирования и предвосхищения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Изучение особенностей использования художественной литературы в процессе развития количественных представлений в средней группе детского сада
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 минут), но заметно увеличиваются объем и темп работы. Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуетс ...

Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...

Проблемы изучения орфографии в начальной школе
«Мне могут сказать: истина – истинная наука о языке – недоступна детям; но, во-первых, истину всегда можно сделать доступной и удобопонятной – стоит только самому хорошенько понять ее, а во-вторых, это все равно что сказать: если детям не доступно, что 2х2= 4, то учите их, что 2х2=5, или так как тр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru