Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Страница 3

Мотивации посвящено огромное количество исследований как зарубежных учёных (З.Фрейд, К.Левин, Ж.Нюттен), так и отечественных учёных (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асеев, А.К.Маркова и др.).

В психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается определение потребности в предмете деятельности, который и становится мотивом деятельности. Согласно замечанию А.Н.Леонтьева, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельность без мотива не происходит, «немотивированная деятельность» – это деятельность на лишённая мотива, а деятельность со скрытым мотивом. Деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается одновременно несколькими мотивами, один из которых является ведущим. Например, в профильном классе углублённого изучения иностранного языка учебная деятельность учащегося может быть мотивирована интересом к иностранному языку, соревновательным мотивом самоутверждения, положительными эмоциями, активизируемыми атмосферой коллективного творческого поиска, однако первый мотив является ведущим, следующие два – дополнительными, индуцирующими первый. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность поведения и деятельности. {LINKS}

Исследования психологов в данной области позволили выделить три основные регулирующие функции, которые выполняет мотивация по отношению к деятельности: побуждающую, смыслообразующую, организующую.

Побуждающая функция мотивации заключается в том, что для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. При этом побуждение – это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности. Это побуждение и получило название мотива.

Смыслообразующая функция заключается в придании деятельности глубокого личностного смысла. Так, если познавательные мотивы входят в число ведущих у данного учащегося, то личностный смысл учения для него в познании, получении новой информации о мире. Если познавательные мотивы выражены слабо, а доминируют социальные, то смысл учебной деятельности может сосредоточиться вокруг общения со сверстниками. Смыслообразующая функция находится в тесной связи с контролированием общей направленности деятельности личности через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл деятельности и в случае несоответствия этого личностного смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности. Смыслообразующая функция мотивации является очень важным средством воздействия педагога на личность. Направление воспитания и обучения в желаемое русло – это по сути дела работа со смыслами. Формируя нужные мотивы, педагог делает деятельность важной, придаёт ей смысл в глазах ученика.

Организующая функция мотивации связана с целеполаганием в плане того, что осознанные мотивы могут превратиться в мотивы-цели. Целенаправленность рассматривается многими авторами в качестве определяющей характеристики человеческой деятельности. Цель деятельности представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель играет существенную роль в деятельности человека, т.к. её возникновение даёт старт всему процессу осуществления деятельности, это, по определению А.К.Марковой, «этап готовности к деятельности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...

Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...

Значение развития психофизических качеств у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой психофизеские каче ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru