Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделяют также, в своей классификации отклоняющегося поведения, физическое и психическое развитие и состояние подростка, как Вайзман Н., но еще и влияние семейных, культурных факторов, называемых «опытом, неразделимым с родителями» и включающих в себя влияние членов референтных групп сверстников; авторитетных фигур, например формальных и неформальных лидеров; учителей и др. Выделяют личностные расстройства, которые у них представлены в трех кластерах – А, В и С: {LINKS}
Кластер А: параноидные; шизоидные, шизотипические; близки и понятны психиатрам.
Кластер В: антисоциальные; пограничные; гистрионические; нарциссичесие личностные расстройства.
Понимание расстройств, содержащихся в кластере В, для многих специалистов представляет затруднения, несмотря на то, что расстройства, входящие в этот кластер, имеют большее социальное значение по сравнению с нарушениями кластера А. Носители антисоциальных личностных расстройств, характеризуются постоянными антисоциальными и часто противоправными действиями, неспособностью соответствовать принятым социальным нормам, что осложняет их социальные взаимодействия.
Носители пограничных личностных расстройств, характеризуются слабостью идентичности, проявляющаяся в различных контекстах. Речь идет о возникновении у человека вопросов: «Кто он?, Для чего он?».
Возникновение у таких людей ощущения нереальности, ощущения невозможности разобраться в происходящем; нарушение восприятия реальности («все так, но все по-другому»), ощущение взгляда на мир «через стекло».
Для гиетрионических личностных расстройств характерна склонность к преувеличенным эмоциональным реакциям, к драматизации, происходящего, стремление испытывать сильные чувства, выраженный эгоцентризм и экстравертированность. Такие люди нуждаются в постоянном внимании к себе, в необходимость производить на других хорошее впечатление, стремясь быть в центре внимания с целью получить похвалу, используя для этого разные средства, зависящие от возможностей.
Носители нарциссических личностных расстройств, характеризуются грандиозным чувством собственной значимости выраженной в преувеличении собственных способностей и достижений, и ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны. Реагируют на критику. Такие люди с проявлением чувства ярости, стыда или унижения. Такой человек считает себя униженным, становится раздражительным, злым, даже при незначительных замечаниях.
В кластер С входят расстройства избегания, зависимое и обессивно- компульсивное личностной расстройство.
Под обессивностью понимается навязчивость, а под компульсивностью – насильственность.
Обессивно-компульсивное нарушение характеризуется постоянным возникновением навязчивых мыслей и образов, возникающих в сознании. Чтобы от них избавиться люди часто прибегают к химическим аддикциям. Личностные расстройства избежания, характеризуются социальным дискомфортом, страхом отрицательной оценки в плохой переносимости неодобрения и критики, отсутствие близких людей, избежание близкого контакта с людьми.
Тем не менее, наряду с формами отклоняющегося поведения, входящими в структуру личностных расстройств, существуют другие виды, не входящие в классификацию. Короленко Ц.П. к ним отнести, в частности, такие нарушения поведения как аддиктивное, фанатическое и конформистское поведение. И в качестве отдельной диагностической категории выделяют Гэмблинг (азартные игры), являющиея фактически, одной из форм нефармакологического аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение , по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикия, аддикция отношений, работогенная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции.
Аддикциия отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают, например группу «по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.
Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.
Великая педагогика:
Роль музыки в развитии ребенка
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...
Методика использования предметно-развивающей среды как средство
экологического воспитания
Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологи ...
Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...