Музыкальные инструменты будучи типологически общими с инструментами других народов центрально - азиатского суперэтноса, в то же время имеют свои индивидуальные особенности. Для создания инструментов не использовались привозные материалы, все давала природа и хозяйство кочевника. Инструменты делались из глины, камыша, древесины различных пород, рога, кости, копыт животных, перьев птиц. На мембраны, смычки и струны шли кожа, конский волос и жилы животных. Издревле развитое у тюрков кузнечное мастерство позволяло делать инструменты и отдельные их части из металла, часто из серебра. {LINKS}
Конечно, используемые материалы обусловили особенности тембрового звучания казахских инструментов. Но в еще большей степени их звучание определялось требованиями национальной ментальности, которая сформировала свой специфический музыкальный звукоидеал. Казахские инструменты в целом отличает глубокое, мягкое и бархатистое звучание. Технология изготовления инструментов и техника игры на них направлены на создание звука, максимально насыщенного обертоновыми призвуками, явственно слышными вместе с основным тоном. Мерцание обертонов придает звукам объемность, многослойность, красочность. Только такой звук признается в традиционной эстетике полноценным и трогает казаха до глубины души. Богатая обертоновая природа звука дает большой просмотр казахским музыкантам как в подражании голосам живой природы, так и в создании таких звучаний, когда слушателю кажется, что он слышит не инструмент, а некую нематериальную субстанцию, именуемую Духом.
Техника игры позволяет достигать переливов обертоновой красочности и расслоения одного звука на два, три и более, порождая сложные многоголосные эффекты. Представление о звучании казахских музыкальных инструментов, составленное путем исследования только их конструктивных особенностей, может ввести в заблуждение. Виртуозное использование обертонов позволяет казахским музыкантам на одноствольной продольной флейте сыбызгы играть реальное двухголосие, на двухструнном кылкобызе извлекать реальные трех и четырехголосые вертикальные комплексы. Крупнейший собиратель и исследователь казахской музыки А.В. Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал третий (возникший из обертонов!!! - А. М.) голос…
Казахские музыкальные инструменты эпизодически описывали многие собиратели и ученые. Наиболее полное исследование их конструктивных особенностей, исторической эволюции, функционального использования проделал крупнейший ученый Булат Шамгалиевич Сарыбаев. Он же совместно с мастерами О. Бейсембаевым и А. Аухадиевым восстановил и усовершенствовал многие из древних инструментов, вернув их в современную культуру. Музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни - магические обряды шаманов (кылкобыз с металлическими подвесками, дангыра, асатаяк); пастуший быт (сыбызгы, шертер, кос сырнай, камыс сырнай); охоту (бугышак, дауылпаз, шындауыл); военную практику (дудыга, шын, керней, уран, дабыл); игрыдетей и молодежи (саз сырнай, тастауык, конырау, шанкобыз); любительское музицирование молодежи и взрослых (домбыра, кылкобыз без подвесок); деятельность профессиональных музыкантов (домбыра, кылкобыз, сыбызгы). Особенности строения инструментов прямо связаны с их функциями. Наиболее простые и древние конструкции сохранились среди военных и охотничьих инструментов, на которых подавали сигналы и звукоподражанием приманивали на охоте дичь.
Великая педагогика:
Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...
Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях
школы
С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с детьми группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование. В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах сре ...
Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, напр ...