Музыкальные инструменты будучи типологически общими с инструментами других народов центрально - азиатского суперэтноса, в то же время имеют свои индивидуальные особенности. Для создания инструментов не использовались привозные материалы, все давала природа и хозяйство кочевника. Инструменты делались из глины, камыша, древесины различных пород, рога, кости, копыт животных, перьев птиц. На мембраны, смычки и струны шли кожа, конский волос и жилы животных. Издревле развитое у тюрков кузнечное мастерство позволяло делать инструменты и отдельные их части из металла, часто из серебра. {LINKS}
Конечно, используемые материалы обусловили особенности тембрового звучания казахских инструментов. Но в еще большей степени их звучание определялось требованиями национальной ментальности, которая сформировала свой специфический музыкальный звукоидеал. Казахские инструменты в целом отличает глубокое, мягкое и бархатистое звучание. Технология изготовления инструментов и техника игры на них направлены на создание звука, максимально насыщенного обертоновыми призвуками, явственно слышными вместе с основным тоном. Мерцание обертонов придает звукам объемность, многослойность, красочность. Только такой звук признается в традиционной эстетике полноценным и трогает казаха до глубины души. Богатая обертоновая природа звука дает большой просмотр казахским музыкантам как в подражании голосам живой природы, так и в создании таких звучаний, когда слушателю кажется, что он слышит не инструмент, а некую нематериальную субстанцию, именуемую Духом.
Техника игры позволяет достигать переливов обертоновой красочности и расслоения одного звука на два, три и более, порождая сложные многоголосные эффекты. Представление о звучании казахских музыкальных инструментов, составленное путем исследования только их конструктивных особенностей, может ввести в заблуждение. Виртуозное использование обертонов позволяет казахским музыкантам на одноствольной продольной флейте сыбызгы играть реальное двухголосие, на двухструнном кылкобызе извлекать реальные трех и четырехголосые вертикальные комплексы. Крупнейший собиратель и исследователь казахской музыки А.В. Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал третий (возникший из обертонов!!! - А. М.) голос…
Казахские музыкальные инструменты эпизодически описывали многие собиратели и ученые. Наиболее полное исследование их конструктивных особенностей, исторической эволюции, функционального использования проделал крупнейший ученый Булат Шамгалиевич Сарыбаев. Он же совместно с мастерами О. Бейсембаевым и А. Аухадиевым восстановил и усовершенствовал многие из древних инструментов, вернув их в современную культуру. Музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни - магические обряды шаманов (кылкобыз с металлическими подвесками, дангыра, асатаяк); пастуший быт (сыбызгы, шертер, кос сырнай, камыс сырнай); охоту (бугышак, дауылпаз, шындауыл); военную практику (дудыга, шын, керней, уран, дабыл); игрыдетей и молодежи (саз сырнай, тастауык, конырау, шанкобыз); любительское музицирование молодежи и взрослых (домбыра, кылкобыз без подвесок); деятельность профессиональных музыкантов (домбыра, кылкобыз, сыбызгы). Особенности строения инструментов прямо связаны с их функциями. Наиболее простые и древние конструкции сохранились среди военных и охотничьих инструментов, на которых подавали сигналы и звукоподражанием приманивали на охоте дичь.
Великая педагогика:
Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...
Описание кабинета биологии
Кабинет биологии состоит из 2 смежных комнат: класс-лаборатория площадью 45,34 м2 и лаборантская комната площадью 17,2 м2. Кабинет расположен на третьем этаже с ориентировкой окон на юг. Кабинет биологии обеспечен столами (15 штук) с пластиковым покрытием. Электрическая сеть не подведена к ученичес ...
Предмет, цели и виды деятельности Учреждения, типы и виды
реализуемых образовательных программ
2.1 Основным видом деятельности в соответствии с муниципальным заданием Учреждения является предоставление дополнительного образования детям. 2.2 Цели деятельности учреждения: - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - создание необходимых условий, обеспечивающих реализацию дополнител ...