Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов ("в", "на", "под", и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа ("дай ложку", и "дай ложки"), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность. {LINKS}
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.
2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящих из двух-трёх, редко четырёх слов. Лексический запас отстаёт от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, шея и т.д.), название животных и детёнышей (осёл, волк и т.д.), различных профессий (балерина, повар и т.д.), предметов мебели (табуретка, скамья) и т.д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например суп льёт вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
1 неправильное использование падежных форм (едет машину - вместо на машине);
2 ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода ( де патея - две портфеля, де туи - две стула);
3 отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительным (пат бека, пат матына - пять белок, пять машин)
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит той - книга лежит на столе), возможна и замена предлога(гиб лялет на дереве - гриб растёт на дереве). Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстаёт от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, свистящих, соноров, твёрдых и мягких звонких и глухих (пат книга-пять книг); грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение количества слогов: памика-пирамида).
При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдается перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных (морашки-ромашки).
Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим - неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Более высокий, 3 уровень развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным, и ограничено знакомыми ситуациями.
Великая педагогика:
Основные принципы системы рейтинговой
оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополните ...
Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков
пейзажного рисования
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи: Разработать и апробировать систему занятий, сп ...
Психолого-педагогические особенности развития речи детей
младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...