Отобранные пункты в шкале могут считаться надёжными показателями овладения речью, с помощью которых могут быть выделены дети группы риска по отставанию речевого развития.
Таблица 1 "Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития"
{LINKS} Возраст (месяцы) |
Основные показатели довербального и вербального развития |
1 |
2 |
1 |
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком |
2 |
Улыбка при общении |
3 |
Комплекс оживления при общении со взрослыми, Гуление |
4 |
Дифференцированность комплекса оживления, смех |
5 |
Дифференциация направления звука, певучее, Гуление |
6 |
Лепет |
7 |
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция |
8 |
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.д. |
9 |
Общение с помощью жестов, игра в "ладушки" |
10 |
Ситуационное понимание обращённой речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 "лепетных слов", понятных при соотнесении с ситуацией |
11 |
Использование 3 "лепетных слов" с соотнесением |
12 |
Использование 3-4 "лепетных слов" с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом |
15 |
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста |
18 |
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов |
21 |
Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов |
24 |
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов |
30 |
Адекватно использует местоимения я, ты, мне, повторяет 2 цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один" |
36 |
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст, понимает значения простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", положи кубик в коробку". |
Великая педагогика:
Индивидуальное развитие личности сироты
Говоря об индивидуальном развитии нельзя обойтись без научного термина «онтогенез». Онтогенез – индивидуальное развитие человека – процесс, во многом повторяющий историю вида: в пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве - социокультурный путь человечества. Разные ...
Сюжетное рисование как средство развития детского творчества
в старшем дошкольном возрасте
Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности ...
Методика использования предметно-развивающей среды как средство
экологического воспитания
Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологи ...