Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Педагогическая информация » Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Страница 2

Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. Так, по мнению Н.И. Матузова, в современной России право многими расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни. {LINKS}

Корни правового нигилизма лежат не только в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Некоторые исследователи считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Теоретики права выделяют два уровня правового нигилизма: государственный и общественный.

Первый уровень (наиболее высший и значимый) - государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдается в деятельности высших органов государства (федерального собрания, министерств). Второй уровень проявления правового нигилизма - общественный. При подобном проявлении отрицание права носителями нигилизма являются граждане государства, обыватели, не связанные с работой государственного механизма. В данном случае правовой нигилизм проявляется в основном в различных правонарушениях.

Исследователи выделяют также и различные виды правового нигилизма, например теоретический и практический, проявления в поведении не только в виде действия, но и бездействия, внутренний правовой нигилизм и внешние формы его проявления. Н.И. Матузов, И.А. Ильин, В.А. Тумаков и др., считают основными источниками правового нигилизма тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, расслоение населения, социальную несправедливость, противоречивость и многочисленность законов, декларативность законов, правовую неграмотность населения.

В данной работе под правовым нигилизмом понимается "негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина на основе социальной справедливости" .

Психологи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, считают, что основными источниками влияния на "домашних" детей являются самые близкие, авторитетные и доступные источники. Таковыми называют семью, СМИ, школу, друзей. Объектом внимания в данном исследовании является семья.

В ходе исследования нами было опрошено 48 полных семей (71 ребенок подросткового возраста) и 63 неполных (67 детей подросткового возраста) семьи. Результаты анкетирования родителей отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей (количество человек)

Вопросы родителям

Ответы

Выбрали этот ответ

Полные семьи

Неполные семьи

1. Как вы относитесь к тезису "право выше власти" в условиях реальной жизни?

Не верю в реальность

46

63

2. Часто ли вы при детях негативно отзываетесь об органах государственной власти или их представителях?

Да, потому что они уже взрослые

37

58

1

2

3

4

3. Приходилось ли вам нарушать закон?

Да

3

7

4. Приходилось ли вам давать взятки?

Да

39

61

5. Знают ли об этом ваши дети?

Да

31

54

6. Считаете ли вы взятку нарушением закона?

Формально - да, но мне не стыдно

27

46

Это не нарушение, а норма жизни

14

11

7. Где бы вы хотели, чтобы ваш ребенок строил свою взрослую жизнь?

За границей

45

52

8. Каково было бы ваше отношение к нарушению законодательства вашим ребенком?

Отрицательное

41

54

Зависит от того, что нарушил

7

11

9. Как вы считаете, кто виноват в том, что многие школьники не уважают государство?

Само государство

41

58

10. Построено ли у нас правовое государство

Нет

48

63

11. Знаете ли вы содержание КРФ?

Знаком в общих чертах

13

8

Мне это не нужно, так как все равно не выполняется

21

34

Нет

14

34

12. Часто ли вы вместе с детьми смотрите телевизор?

По выходным

31

14

Почти каждый вечер

15

21

13. Какие передачи смотрите совместно?

Новости и фильмы

37

42

14. Прочитайте определение термина "правовой нигилизм" и скажите, является ли это явление опасным для общества

Да, является

39

48

15. Считаете ли вы себя правовыми нигилистами?

Нет

41

53

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида. В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофр ...

Проектирование уроков истории для 3 класса
На основе результатов констатирующего этапа исследования был спроектирован комплекс уроков по истории для 3 класса с использование разнообразных методов и приемов формирования познавательного интереса у младших школьников к истории (Таблица 2.5.). Таблица 2.4. Комплекс уроков по истории с использов ...

Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru