В разные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения: так, в 6-9 месяцев при общении со взрослым у ребенка проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией ожидания знакомого лица, оживление при его появлении. Постепенно формируется познавательный интерес, от наличия которого зависит интенсивность психического развития. Появляются элементы общения с помощью жестов: ребенок тянет руки к тому, что хочет получить, отворачивается от того, что ему не нравится. В 2-4 года основная форма общения – эмоционально-практическое общение, в 4-5 лет преобладает ситуативно-деловое общение, в 6-7 лет основной является внеситуативно-деловая форма общения. {LINKS}
В процессе общения кроме речи ребенок использует жесты, мимику, интонацию, выразительные движения. Это называется паралингвистическими, или невербальными средствами общения. К ним ребенок прибегает в случаях, когда не хочет или не может говорить или когда хочет придать высказыванию особую экспрессивную (эмоциональную) окраску.
Активность речевого общения – не единственный, но очень важный показатель диагноза и прогноза (диагностический и прогностический) при нарушениях коммуникации.
Основными признаками коммуникативной активности являются мотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота и точность речевой реакции, адекватность выбора языковых средств, контроль за речевой продукцией.
При активизации коммуникативной деятельности решаются познавательные задачи, совершенствуются мыслительные процессы. Коммуникативная функция речи как генетически более ранняя служит основой для становления других ее функций.
Коммуникативная функция речи считается сформированной, если ребенок свободно вступает в контакт и пользуется различными формами высказывания: сообщением, вопросом, просьбой и т.д.
Для развития коммуникативной функции речи ребенок должен овладеть средствами языка, т.е. уметь свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдать логику передаваемой информации.
Важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речемыслительная деятельность является предпосылкой возникновения и развития учебно-познавательной активности.
Таким образом, коммуникативное развитие способствует общему психическому развитию и самореализации человека.
Великая педагогика:
Подходы к изучению грамматики
Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов: 1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой? 2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными? Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Tho ...
Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...
Основные принципы русской орфографии
Морфологический принцип. Орфографические принципы – это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно. Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и п ...