В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности.
В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных возможностей важны не столько характеристики «аналитических» (когнитивных) процессов, сколько особенности «интегральных психических процессов» (в виде целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решений и т.д.). Последние обеспечивают организацию и регуляцию интеллектуальной деятельности, формируясь на основе синтеза и координации аналитических процессов. Весьма интенсивно разрабатывается и проблема интеллектуальной рефлексии как способности думать об основаниях собственного мышления. {LINKS}
Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции.
Прежде всего, дадим определения основным понятиям:
Метакогнитивная осведомленность – система представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных способностях.
Метакогнитивный опыт – ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью. Их основное назначение – контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации.
Сущность метапознания можно раскрыть через два основных аспекта: знание и контроль познавательных особенностей субъекта и познавательных процессов. Общая схема, отражающая компоненты метапознания выглядит следующим образом.
Раскроем содержание представленной схемы подробнее.
Осознание и контроль личностных и когнитивных детерминант: основными детерминантами успешного процесса познания или научения выступает самооценка (ее когнитивный компонент), саморегуляция, мотивация, установки и особенности внимания.
Осознание и контроль познавательных процессов. Выделяются три типа метакогнитивного знания, являющимися ключевыми для эффективного контроля над познавательным поведением: декларативное знание, процедурное знание и знание условий. Декларативное знание содержит фактическую информацию, например, концептуальное знание об особенностях конкретной задачи или типа задач. Процедурное знание содержит информацию о том, в каких случаях и как именно следует применять когнитивные стратегии, в каких ситуациях та или иная стратегия имеет преимущества.
Метапознавательный контроль включает в себя:
планирование познавательной деятельности: целенаправленный выбор когнитивных стратегий с учетом специфики задачи и в значительной степени зависит от декларативного знания и знания условий.
оценку познавательной деятельности. Она предполагает исследование имеющихся знаний, особенностей понимания, целей, задач и имеющихся личностных ресурсов.
регуляцию познавательной деятельности. Она включает в себя мониторинг текущей деятельности и сопоставление текущего результата с целью.
Оценка, планирование и регуляция познавательной деятельности должна предварять, сопровождать и завершать каждый этап деятельности.
Признавая существования механизмов перехода метакогнитивных процессов в неосознаваемые, американские исследователи условно относят к метакогнитивным только те процессы, которые подлежат сознательному контролю субъекта и, следовательно, могут быть актуализированы и изучены с помощью эксперимента.
Дж. Флейвел представляет структуру метакогнитивного опыта как состоящую из трех уровней. Первый уровень составляют метакогнитивные знания человека о себе, о своих жизненных задачах и стратегиях их реализации. Второй уровень представлен метакогнитивным опытом, выполняющим функции структурирования прошлого опыта и отслеживания событий непосредственной данности. Наконец, на третьем уровне имеет место метакогнитивная регуляция деятельности, основная задача которой – поиск ресурсов, адекватных цели.
Великая педагогика:
Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...
Пейзажное рисование. Сущность. Виды
Пейзаж (фр. рaysage от рays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), вх ...
Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Двигательная активность(ДА) является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинез ...