Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. {LINKS}
В образовании и воспитании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики развития ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития и Зону ближайшего развития для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год - средняя группа –24 человека
Для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения использовались следующие методы (подробно см. Приложение 3):
Диагностический инструментарий |
Анализируемые показатели |
Кем проведена диагностика |
Время проведения |
Динамика формирования навыков | |
2 Младшая группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Сентябрь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Педагог-психолог Воспитатель | |||
методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка |
Педагог-психолог |
Май |
Май | |
Средняя группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Январь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Воспитатель Педагог-психолог |
Сентябрь Май | ||
социометрический эксперимент – «Секрет» (Репина Т.А.) методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников коэффициент сплоченности детского коллектива |
Педагог-психолог |
Май |
Великая педагогика:
Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...
Уроки-диалоги в школе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог», применяемый в обучении, используется в трех смы ...
Этапы проверки успеваемости
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...