Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Страница 3

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная. {LINKS}

Именно эта деятельность наполняет своим содержанием (наряду с созданием предметно-развивающей среды) третью форму - самостоятельную деятельность в свободное время, обеспечивая тем самым условия для развития способностей к творческому самовыражению для кооперации с равными, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысливания и реализации собственных задач.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.

Это позволяет нам отвлечься от конкретной предметной деятельности и обратиться непосредственно к партнеру: «Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками - становление субъектного отношения к ним, то есть умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями и постоянную готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь».

Партнер-Партнерские отношение-, пишет Е.С. Клецина,- это отношения равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью

«Организация партнерства, сотрудничества сформирует устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих в качестве внутренних духовных регуляторов его поведения в любых ситуациях, сделает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие родителей и малыша, будет способствовать успешной социализации личности дошкольника, даст возможность реализовать личностно-ориентированного подхода к воспитаннику, а также обеспечить совершенствование профессиональной компетентности педагога».

Однако, совместная взросло-детская деятельность достаточно сложна по своей структуре и также предполагает участие взрослого и ребенка в разнообразных ролевых позициях.

В современном обществе, отмечается В. Кудрявцевым , существует три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры.

Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах:

Взрослый

- носитель социально заданной суммы ЗУНов, он знает всю программу деятельности ребенка, стремится предупредить возможные отклонения от нее.

Ребенок

- исполнитель образцов, данных взрослым путем контролирования и подражания.

Характер взаимодействия

- ребенок должен смотреть на мир глазами взрослого, «делать как он», усваивать содержание, ограниченное пределами локального опыта авторитарного взрослого. Между ними не устанавливается общности, а скорее происходит «подравнивание» ребенка под взрослого.

Второй тип построен на имитации поиска и принятия решения:

Взрослый

- носитель ЗУНов, приобретающий квазипроблемный облик, вырабатывает у ребенка способность к овладению сугубо рациональным составом деятельности по решению задач, наталкивая на те способы решения, которые сам знает.

Ребенок

- решает различного рода проблемные задачи.

Характер взаимодействия

- между ребенком и взрослым хотя и не возникает постоянного общения, однако возможно формирование способностей ребенка, в том числе и творческих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Проблема изучения коммуникативных умений в научной литературе
Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Технологический уро ...

Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования
На современном этапе формирования и развития социальной работы серьезное внимание уделяется проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий социальн ...

Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru