- прочитай предложение, как оно пишется;
- повтори по памяти;
- подчеркни орфограммы и «опасные места»;
- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
- проверь по книге. {LINKS}
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. Но в то же время необходимо выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности.
Требование систематичности при применении приема списывания заставляет задуматься об организации домашнего списывания. Поэтому, пока не отработан алгоритм списывания, на дом нежелательно давать этот вид работы в начале обучения. Обязательно нужно проинструктировать родителей. Во 2, 3 классах желательно завести специальные тетради по списыванию и постоянно поощрять рост ребенка.
Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения, но даже систематическое использование этих дает неплохие результаты.
Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.
Специально для уроков русского языка ученики заводят тетради для опорных схем, которые вместе с учителем заполняют по мере ознакомлением с новыми орфограммами. Листы нумеруют, чтобы было удобно находить нужную страницу. В середине листа, наверху рисуют опорную схему, пишем правило, а ниже записывают в столбиках слова с данной орфограммой, орфограмму выделяют.
Например:
[ ]
-удвоенные согласные в корне.
Точка в квадратных скобках показывает, что удвоенные согласные дают один звук: колонна.
Эти тетради являются постоянными спутниками детей, так как на любом уроке могут встретиться слова с изученной орфограммой. Таким образом, у детей развиваются зрительная память и логическое мышление.
Для активизации учебной деятельности эту же работу можно проводить в виде соревнования. Класс делят на 2 группы, каждой из которых выдаются листы бумаги, где в верхней части изображена схема. Эта работа обычно проводиться во внеурочное время: на перемене, после уроков, дома.
Например:
![]() | ![]() | ||||
![]() |
(удвоенные согласные в корне слова).
Дети пишут слова в столбиках и рядом указывают свою фамилию:
касса – Максимова
коллектив – Филимонов
Детям такая работа очень нравиться: они вспоминают слова, ищут их в словарях, включаются в работу и родители. Все вместе определяем победителя, поощряем пятеркой.
Великая педагогика:
Значение христианства для воспитания в период поздней империи
Новая христианская образованность (а не религия сама по себе) родилась вначале из смешения иудейских и христианских понятий, идей и преданий с падавшей языческой поэзией, древним красноречием, превратившимся потом в бессодержательное фразерство, и с греко-римской философией, исказившеюся в диалекти ...
Характеристика
содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...
Анализ результатов проведения
коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
Проанализируем результаты первого этапа эксперимента. В ходе исследования обнаружено нарушение тембра голоса у дошкольников с ОНР, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием, оно обусловлено дисгармоничностью артикуляционного аппарата (Рисунок 2.1). Трое детей не смогли диффере ...