Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г.Чита) на социальном факультете. Для исследования были выбраны студенты 2 курса.
В целом было посещено 12 занятий по дисциплине «Общие основы педагогики». Приведем далее образцы некоторых занятий, где преподавателем использовались активные методы обучения. {LINKS}
Так, например, по теме «Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», форма организации «лекция-визуализация». Целью данного лекционного занятия явилось, через визуальную форму изложения учебного материала повысить степень мыслительной активности студентов. Научить их видеть сущность изучаемых явлений, преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания учебной информации. Сформировать у студентов профессиональное мышление.
Во время проведения лекции часть учебного материала предлагалась студентам в виде схем, которые являлись наглядной опорой при изложении нового материала. Так, схемы выполняли роль носителей информации, что позволяло сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствовало его пониманию и усвоению. Схемами студенты могут в дальнейшем пользоваться во время сдачи зачетов и экзаменов.
Следующая лекция проводилась с использованием коллективной мыслительной деятельности по теме «Теоретические вопросы теории обучения». Цель лекции активизировать знания студентов полученные ранее. Научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы своих сокурсников и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.
В начале лекции для повторения пройденного материала по теме «Сущность педагогического процесса», студентам было предложено дать определение понятию «педагогический процесс», т.к. тема данного занятия тесно связана с этим термином. Для ответа студентам были розданы карточки с изображением «экрана монитора», на котором даны слова в хаотичном порядке, из которых нужно составить определение. На выполнение задания давалось не более 3 минут. После того, как студенты дали определение, перешли к рассмотрению темы данного занятия. В середине занятия, где говорилось об основных критериях дидактики, студентам была предложена игра «футбол». С целью дать им возможность снять психологическое и физическое напряжение и вместе с тем повторить знакомые термины. Игра проходила следующим образом: написанные на отдельных листах бумаги понятия (знания, умения, навыки, цель, содержание и т.д.), были скомканы в один «мяч», который бросается одному из студентов. Тот разворачивает первый лист, зачитывает написанное на нем понятие и дает ему определение, после этого «мяч» перекидывается другому студенту и так всем по очереди. Затем перешли к рассмотрению дальнейших вопросов данной темы лекции.
Также при чтении темы «Общие закономерности развития, его возрастные и индивидуальные особенности» преподавателем был использован метод лекции-беседы. Целью денного занятия было активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью.
В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания студентов полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебными предметами.
Великая педагогика:
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную ...
Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...
Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи Различные неблагоприятные факторы воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи. Структура речевой недостаточности и процессы ком ...