Психологические особенности младших школьников

Страница 2

Специфические особенности учащихся предшкольного класса накладывают отпечаток на характер многих психических процессов. Учащиеся предшкольного класса не способны долго сосредотачиваться на какой либо одной проблеме. Поэтому содержание музыкальных занятий должно быть максимально разнообразным. С целью поддержания интереса к занятиям музыкой важно обеспечивать важную смену различных видов музыкальной деятельности. {LINKS}

Другой характерной особенностью учащихся класса является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи актуализируется задача обогащения чувственного опыта ребенка на основе эмоционального переживания содержания музыки. Под обогащением чувственного опыта понимается специальное педагогический организовонное расширением эмоциональной окраской музыки и отзываться на ее воздействие. Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребенка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать все многообразие чувств, которые ребенок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей.

Обогащения чувственного опыта ребенка связано с решением его эмоционального опыта-способностью сопереживать тем чувствам и настроениям, которые выражены в музыкальном произведении.

Темп музыкального мышления находится в прямой зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения. Индивидуальная выраженность лабильности (подвижности, изменчивости) нервной системы является одной из природных предпосылок первых проявлений музыкальных способностей у учащихся. Однако исследования ученых (Б.М Теплова, Е.П. Гусевой и др.) свидетельствуют о том, что для большинства учащихся младших школьников более характерна инертность нервной системы. Имея в виду эти возрастные психофизиологические особенности школьников, важно исключить из процесса музыкального образования детей этого возраста всякую спешку и побуждение к быстрой реакции в том или ином виде музыкальной деятельности.

Форсирование темпов музыкального развития школьника может привести к отрицательным последствиям, внести страх и беспокойство в поведение школьника, вызвать нежелание заниматься музыкой.

При организации процесса музыкального образования важно учитывать и другую особенность школьников, связанную с неравномерностью темпа созревания различных функциональных систем. Скорость музыкального развития обусловлена многими индивидуально – психологическими факторами. Не все школьники одинаково развиваются музыкально при единых требованиях. Одни будут успешны в овладении музыкальной грамотой, развитии звука-высотного слуха, проявлении двигательных навыков и навыков координации движений(при лабильности нервной системы). Для других (более инертных) эти стороны музыкального развития могут быть затруднены, а повышенные требования в области музыкального образования к данной категории школьников могут закрепить у них переживание неуспеха, снизить положительный, эмоциональный тонус, от занятии музыкой.

Между тем и дети с инертной нервной системой способны сделать большой скачок как, в общем, так и в музыкальном развитии. Важно увидеть скрытые возможности школьника и более внимательно относиться к тем детям, которые на начальных этапах своего музыкального образования не показывают высоких результатов. Для таких детей необходима специально продуманная в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями методика. При этом важно не заставлять школьника приспосабливаться к педагогическому методу, а стремиться к тому, чтобы выбор метода соответствовал особенностям и способностям самого ребенка.

От переживания – к познанию – таков естественный путь в музыку, учитывающий как эмоциональную природу этого вида искусства, так и природу самого ребенка – естественную, генетически заложенную в нем готовность к опережению уровню своего развития.

Под музыкальным развитием учащихся имеется в виду развитие таких музыкальных способностей, которые в своей совокупности обуславливают успешное выполнение той или иной деятельности.

Музыкальные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, к которым относятся природная чувствительность, обуславливающая анализ речевых или музыкальных звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Технология коллективной мыследеятельности
Д. Г. Левитес в 1990 году познакомился с технологией коллективной мыследеятельности (КМД) в Нижнем Новгороде на семинаре. Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобр ...

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Изучение опыта учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. На констатирующем этапе была поставлена ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru