Каким должен быть современный учебник

Страница 2

Внетекстовые компоненты учебника тоже весьма разнообразны. Аппарат усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. С их помощью, достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка содержания в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе усвоения знаний.

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить на следующие группы:

- вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, их выявление и закрепление;

- вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

По своим дидактическим функциям вопросы можно разделить на предваряющие, вопросы на усвоение, вопросы на повторение и закрепление.

Иллюстративный аппарат в учебниках имеет очень большое значение. Не все объекты и явления ученик может увидеть, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника. Даже если ученик имеет представление о каком-либо объекте, сравнение с иллюстрациями поможет его уточнить, конкретизировать, сделать представление более полным. Кроме того, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают эстетические чувства. Поэтому доля иллюстраций в учебниках для начальной школы, как правило, составляет не менее 50% учебного содержания. А в учебниках для 1-го и 2-го классов их доля еще больше. К иллюстрациям современных учебников предъявляются высокие требования. Во-первых, они должны быть эстетичными, то есть строиться по законам красоты; во-вторых, информативными, то есть содержать в виде образов необходимые сведения, которые ученик должен усвоить; в-третьих, достоверными, то есть наиболее точно, реалистично изображать объекты и явления, изучаемые школьниками. Для наиболее полного соответствия предъявляемым требованиям используют разнообразные иллюстрации: фотографии, предметные рисунки, рисунки-инструкции, схемы, карты и планы. Разнообразие иллюстраций в учебнике позволяет им выполнять различные функции: сопроводительную; информационную; контролирующую.

Аппарат ориентировки может включать в себя оглавление, сигналы-символы, различные шрифты, разнообразные условные знаки, плашки, числовую и цветовую нумерацию страниц. Все эти средства позволят учащимся легко ориентироваться в содержании учебника, определять назначение определенных текстов, иллюстраций, вопросов и заданий. По сути, именно этот аппарат учебника позволяет ученику занять активную позицию в обучении, стать его субъектом. При этом формируются общеучебные навыки работы с книгой. А это в условиях работы по новому стандарту особенно важно потому, что его требования предполагают получение не только предметных результатов

в виде знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с содержанием предмета, но и личностных результатов, включающих мотивы, отношения, систему ценностей школьников.

Выводы по 2 главе

Из всего этого можно сделать вывод, что развитие общества, науки, информационных технологий привели к появлению нового современного учебника. Современный учебник имеет следующие преимущества:

- современный школьник получил в руки не столько носителя информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru