Каким должен быть современный учебник

Страница 2

Внетекстовые компоненты учебника тоже весьма разнообразны. Аппарат усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. С их помощью, достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка содержания в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе усвоения знаний. {LINKS}

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить на следующие группы:

- вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, их выявление и закрепление;

- вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

По своим дидактическим функциям вопросы можно разделить на предваряющие, вопросы на усвоение, вопросы на повторение и закрепление.

Иллюстративный аппарат в учебниках имеет очень большое значение. Не все объекты и явления ученик может увидеть, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника. Даже если ученик имеет представление о каком-либо объекте, сравнение с иллюстрациями поможет его уточнить, конкретизировать, сделать представление более полным. Кроме того, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают эстетические чувства. Поэтому доля иллюстраций в учебниках для начальной школы, как правило, составляет не менее 50% учебного содержания. А в учебниках для 1-го и 2-го классов их доля еще больше. К иллюстрациям современных учебников предъявляются высокие требования. Во-первых, они должны быть эстетичными, то есть строиться по законам красоты; во-вторых, информативными, то есть содержать в виде образов необходимые сведения, которые ученик должен усвоить; в-третьих, достоверными, то есть наиболее точно, реалистично изображать объекты и явления, изучаемые школьниками. Для наиболее полного соответствия предъявляемым требованиям используют разнообразные иллюстрации: фотографии, предметные рисунки, рисунки-инструкции, схемы, карты и планы. Разнообразие иллюстраций в учебнике позволяет им выполнять различные функции: сопроводительную; информационную; контролирующую.

Аппарат ориентировки может включать в себя оглавление, сигналы-символы, различные шрифты, разнообразные условные знаки, плашки, числовую и цветовую нумерацию страниц. Все эти средства позволят учащимся легко ориентироваться в содержании учебника, определять назначение определенных текстов, иллюстраций, вопросов и заданий. По сути, именно этот аппарат учебника позволяет ученику занять активную позицию в обучении, стать его субъектом. При этом формируются общеучебные навыки работы с книгой. А это в условиях работы по новому стандарту особенно важно потому, что его требования предполагают получение не только предметных результатов

в виде знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с содержанием предмета, но и личностных результатов, включающих мотивы, отношения, систему ценностей школьников.

Выводы по 2 главе

Из всего этого можно сделать вывод, что развитие общества, науки, информационных технологий привели к появлению нового современного учебника. Современный учебник имеет следующие преимущества:

- современный школьник получил в руки не столько носителя информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Средство экологического образования
Вопрос изучения природы и экология стоят на первом месте среди всех проблем, волнующих человечество. Поэтому необходимо вносить в общество экологическую культуру, экологическое воспитание. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви ...

Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
Поощрение и наказание как методы стимулирования Педагогическая оценка как стимул Эффективность педагогической оценки Поощрение и наказание как методы стимулирования Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к сист ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru