По мнению Л.В. Топчего к профессиональной компетентности работников социального профиля необходимо отнести совокупность служебных и деловых качеств. К деловым качествам специалиста по социальной работе относятся:
стремление соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства; {LINKS}
совершенное знание системы социального обслуживания населения конкретной службы и социального учреждения;
морально-психологические качества работников, способствующие интеграции деятельности учреждения и потребностей населения, специалистов и клиентов;
гуманистическая направленность личности;
стремление строить свои отношения на основе закона, уважения и доверия, обычаев и традиций отрасли, службы социального учреждения.
К служебным качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности социального работника, Топчий Л.В. относит:
преданность своей подсистеме, своему социальному учреждению, усвоение профессионально-этического кодекса специалиста по социальной работе, лояльность по отношению к руководству социальной системы на всех уровнях ее деятельности, идентификация индивидуальной деятельности с деятельностью своей службы;
участие в разработке и реализации социальной политики, в том числе социальной защиты, социального обслуживания, в развитии системы социальной помощи населению, активное участие в деятельности ассоциации социальных работников, других общественных объединений , связанных с поддержкой населения, моральная ответственность перед клиентом, обществом и коллегами за результаты социальной работы в определенном социуме и ведомстве.
В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социального работника носит более интегральный характер. Там, социальную работу больше связывают с понятием «профессионализм», которое является ключевым в определении ее сути.
Ш. Рамон подчеркивает, что «профессия – социальная работа» обозначает некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявить и разрешить. Любая профессия базируется на только ей присущей системе знаний (теоретического, практического, прикладного характера), а также на критериях успешного решения определенных профессиональных проблем. В частности социальная работа – вырабатывает свою систему нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентом, коллегами, внешними инстанциями, которые и позволяют отличить профессионала от непрофессионала и составляют суть «профессионализма социального работника»
Тогда «профессионализм» задает определенную модель, стандарт поведения, которые характеризуют социальную работу как некое профессиональное сообщество людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру речи и стиль одежды.
В зарубежной практики профессионализм в социальной сфере связывают с сочетанием различных типов компетентности: а) концептуальная (научная) компетентность, т.е. понимание специалистом теоретических основ профессии; б) инструментальная компетентность, владение базовыми профессиональными умениями; в) интегративная – способность сочетать теорию и практику; д) контекстуальная – понимание экономической, социальной и культурной среды в которой осуществляется практика; ж) адаптивная –умение предвидеть изменения, важные для профессии , и готовность к ним; к) коммуникативная – умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.
Великая педагогика:
Развитие произвольного поведения у детей
Рассмотрение произвольного поведения у детей дошкольного возраста начнём с основных определений, составляющий категориальный аппарат исследования. Понятие «произвольность» в психологических исследованиях определено неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) р ...
Содержательно-методическая
характеристика программных продуктов по математике
В этом параграфе мы проведем содержательно-методический обзор конкретных программных продуктов, разработанных для математики основной школы. Последовательность обзора определяла популярность использования данного материала в учебном процессе и целесообразность работы с данным материалом при проведе ...
Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...