Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 4

По мнению Л.В. Топчего к профессиональной компетентности работников социального профиля необходимо отнести совокупность служебных и деловых качеств. К деловым качествам специалиста по социальной работе относятся:

стремление соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства;

совершенное знание системы социального обслуживания населения конкретной службы и социального учреждения;

морально-психологические качества работников, способствующие интеграции деятельности учреждения и потребностей населения, специалистов и клиентов;

гуманистическая направленность личности;

стремление строить свои отношения на основе закона, уважения и доверия, обычаев и традиций отрасли, службы социального учреждения.

К служебным качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности социального работника, Топчий Л.В. относит:

преданность своей подсистеме, своему социальному учреждению, усвоение профессионально-этического кодекса специалиста по социальной работе, лояльность по отношению к руководству социальной системы на всех уровнях ее деятельности, идентификация индивидуальной деятельности с деятельностью своей службы;

участие в разработке и реализации социальной политики, в том числе социальной защиты, социального обслуживания, в развитии системы социальной помощи населению, активное участие в деятельности ассоциации социальных работников, других общественных объединений , связанных с поддержкой населения, моральная ответственность перед клиентом, обществом и коллегами за результаты социальной работы в определенном социуме и ведомстве.

В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социального работника носит более интегральный характер. Там, социальную работу больше связывают с понятием «профессионализм», которое является ключевым в определении ее сути.

Ш. Рамон подчеркивает, что «профессия – социальная работа» обозначает некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявить и разрешить. Любая профессия базируется на только ей присущей системе знаний (теоретического, практического, прикладного характера), а также на критериях успешного решения определенных профессиональных проблем. В частности социальная работа – вырабатывает свою систему нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентом, коллегами, внешними инстанциями, которые и позволяют отличить профессионала от непрофессионала и составляют суть «профессионализма социального работника»

Тогда «профессионализм» задает определенную модель, стандарт поведения, которые характеризуют социальную работу как некое профессиональное сообщество людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру речи и стиль одежды.

В зарубежной практики профессионализм в социальной сфере связывают с сочетанием различных типов компетентности: а) концептуальная (научная) компетентность, т.е. понимание специалистом теоретических основ профессии; б) инструментальная компетентность, владение базовыми профессиональными умениями; в) интегративная – способность сочетать теорию и практику; д) контекстуальная – понимание экономической, социальной и культурной среды в которой осуществляется практика; ж) адаптивная –умение предвидеть изменения, важные для профессии , и готовность к ним; к) коммуникативная – умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Двигательное обучение и тренировка
Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию те ...

Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновации К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в р ...

Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru