Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 4

По мнению Л.В. Топчего к профессиональной компетентности работников социального профиля необходимо отнести совокупность служебных и деловых качеств. К деловым качествам специалиста по социальной работе относятся:

стремление соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства; {LINKS}

совершенное знание системы социального обслуживания населения конкретной службы и социального учреждения;

морально-психологические качества работников, способствующие интеграции деятельности учреждения и потребностей населения, специалистов и клиентов;

гуманистическая направленность личности;

стремление строить свои отношения на основе закона, уважения и доверия, обычаев и традиций отрасли, службы социального учреждения.

К служебным качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности социального работника, Топчий Л.В. относит:

преданность своей подсистеме, своему социальному учреждению, усвоение профессионально-этического кодекса специалиста по социальной работе, лояльность по отношению к руководству социальной системы на всех уровнях ее деятельности, идентификация индивидуальной деятельности с деятельностью своей службы;

участие в разработке и реализации социальной политики, в том числе социальной защиты, социального обслуживания, в развитии системы социальной помощи населению, активное участие в деятельности ассоциации социальных работников, других общественных объединений , связанных с поддержкой населения, моральная ответственность перед клиентом, обществом и коллегами за результаты социальной работы в определенном социуме и ведомстве.

В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социального работника носит более интегральный характер. Там, социальную работу больше связывают с понятием «профессионализм», которое является ключевым в определении ее сути.

Ш. Рамон подчеркивает, что «профессия – социальная работа» обозначает некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявить и разрешить. Любая профессия базируется на только ей присущей системе знаний (теоретического, практического, прикладного характера), а также на критериях успешного решения определенных профессиональных проблем. В частности социальная работа – вырабатывает свою систему нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентом, коллегами, внешними инстанциями, которые и позволяют отличить профессионала от непрофессионала и составляют суть «профессионализма социального работника»

Тогда «профессионализм» задает определенную модель, стандарт поведения, которые характеризуют социальную работу как некое профессиональное сообщество людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру речи и стиль одежды.

В зарубежной практики профессионализм в социальной сфере связывают с сочетанием различных типов компетентности: а) концептуальная (научная) компетентность, т.е. понимание специалистом теоретических основ профессии; б) инструментальная компетентность, владение базовыми профессиональными умениями; в) интегративная – способность сочетать теорию и практику; д) контекстуальная – понимание экономической, социальной и культурной среды в которой осуществляется практика; ж) адаптивная –умение предвидеть изменения, важные для профессии , и готовность к ним; к) коммуникативная – умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...

Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школ ...

Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи
А.Н.Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфологи ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru