Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 4

По мнению Л.В. Топчего к профессиональной компетентности работников социального профиля необходимо отнести совокупность служебных и деловых качеств. К деловым качествам специалиста по социальной работе относятся:

стремление соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства;

совершенное знание системы социального обслуживания населения конкретной службы и социального учреждения;

морально-психологические качества работников, способствующие интеграции деятельности учреждения и потребностей населения, специалистов и клиентов;

гуманистическая направленность личности;

стремление строить свои отношения на основе закона, уважения и доверия, обычаев и традиций отрасли, службы социального учреждения.

К служебным качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности социального работника, Топчий Л.В. относит:

преданность своей подсистеме, своему социальному учреждению, усвоение профессионально-этического кодекса специалиста по социальной работе, лояльность по отношению к руководству социальной системы на всех уровнях ее деятельности, идентификация индивидуальной деятельности с деятельностью своей службы;

участие в разработке и реализации социальной политики, в том числе социальной защиты, социального обслуживания, в развитии системы социальной помощи населению, активное участие в деятельности ассоциации социальных работников, других общественных объединений , связанных с поддержкой населения, моральная ответственность перед клиентом, обществом и коллегами за результаты социальной работы в определенном социуме и ведомстве.

В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социального работника носит более интегральный характер. Там, социальную работу больше связывают с понятием «профессионализм», которое является ключевым в определении ее сути.

Ш. Рамон подчеркивает, что «профессия – социальная работа» обозначает некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявить и разрешить. Любая профессия базируется на только ей присущей системе знаний (теоретического, практического, прикладного характера), а также на критериях успешного решения определенных профессиональных проблем. В частности социальная работа – вырабатывает свою систему нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентом, коллегами, внешними инстанциями, которые и позволяют отличить профессионала от непрофессионала и составляют суть «профессионализма социального работника»

Тогда «профессионализм» задает определенную модель, стандарт поведения, которые характеризуют социальную работу как некое профессиональное сообщество людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру речи и стиль одежды.

В зарубежной практики профессионализм в социальной сфере связывают с сочетанием различных типов компетентности: а) концептуальная (научная) компетентность, т.е. понимание специалистом теоретических основ профессии; б) инструментальная компетентность, владение базовыми профессиональными умениями; в) интегративная – способность сочетать теорию и практику; д) контекстуальная – понимание экономической, социальной и культурной среды в которой осуществляется практика; ж) адаптивная –умение предвидеть изменения, важные для профессии , и готовность к ним; к) коммуникативная – умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...

Этапы проверки успеваемости
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru