Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 3

Выделяют следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности специалиста по социальной работе (по М.В. Фирсову):

1.Показатели объективного и субъективного характера:

а) объективные показатели - т.е. насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. В социальной работе выделяют такие объективные критерии как решение и разрешение проблем клиента, оказание разнообразных видов помощи различным категориям населения, профессиональные знания, умения и навыки, которые позволяют социальному работнику выполнять разнообразные профессиональные роли.

б) показатели субъективного характера – т.е. насколько профессия соответствует требованиям личности., ее интересам, склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В социальной работе субъективными показателями профессионализма выступают профессиональная направленность, профессиональная мотивация, ценностное отношение к профессии, понимание ее значимости, личностные качества и т.д.

2. Процессуально - результативные показатели – т.е. достигает ли личность желаемых результатов в труде, использует ли специалист по социальной работе инновационные методы, технологии решения проблем клиента, умеет ли оценивать, анализировать ситуацию клиента, включать его в различные виды социальной деятельности, умеет ли оценивать социально-психологическую обстановку, микроклимат с социальной среде.

3. Нормативно-этические показатели- т.е. соблюдение норм, этических принципов и стандартов профессии.

4. Показатели наличного базиса – достигает ли специалист в данный момент высокого уровня профессионализма личности и деятельности; это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, навыки, личностные качества.

Прогностические показатели – имеет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития.

7.Показатели профессиональной обучаемости - стремиться ли специалист к образованию, повышению своего профессионального уровня и профессиональной квалификации, готов ли обмениваться опытом работы с коллегами

8. Показатели социальной активности, конкурентоспособности профессии в обществе: насколько специалист умеет заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии.

9.Технологические показатели. К ним относят владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека; технологиями социальной работы.

10.Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности.

Рассматривая социального работника как специалиста широкого профиля, многие исследователи в понятие профессиональная компетентность включают комплекс особых профессиональных умений, соответствующих основным направлениям практической социальной работы. Для различных уровней социальной деятельности выделяются как базовые умения ( умение диагностировать особенности объекта социальной работы, социальную ситуацию, социальную среду; умение прогнозировать развитие процессов, событий, вырабатывать оптимальные модели социального поведения, умение мобилизовывать и создавать дополнительные ресурсы для нуждающихся), так и специфические умения ( консультирование, организационно-административные умения, умения принимать решения и прогнозировать их последствия).

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Психология лиц с умственной отсталостью
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевн ...

Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его н ...

Различное понимание качества образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникае ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru