Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования

Страница 2

Примечательно то, что практически во всех подходах к трактовке профессионализма присутствует такой компонент как профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство – часть профессионализма, представляет собой совокупность определенных качеств специалиста, которые отражают степень его квалификации, уровень знаний, умений и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения, а также творческое начало в решении профессиональных задач. Слагаемыми элементами профессионального мастерства выступают:

- высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку, обладающего устойчивыми умениями и навыками, системой знаний в области работы с различными категориями населения;

- высокая компетентность и соответствие требованиям государственных стандартов в области социальной защиты и социального обслуживания населения;

- максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

- надежность и ответственность;

- умение завоевывать доверие клиентов и коллег и т.д.;

- умение использовать достижения социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме.

Профессиональное мастерство специалиста по социальной работе связано с уровнем развития его духовно-нравственных качеств.

При оценке профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе наряду с такими сущностными характеристиками как «профессионализм», «профессиональное мастерство», используется и такое понятие как «профессиональная компетентность».

Профессиональная - компетентность (от лат. соответствующий, способный, обладающий компетенцией ) – это высокий уровень подготовленности специалиста, обусловленный знанием стратегии продуктивной социально-педагогической деятельности, знанием взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев для измерения степени ее эффективности.

В качестве структурных компонентов профессиональной компетентности выступают: знания и умения профессиональные, опыт социального работника, способность предвидеть результаты, диагностировать ситуацию, анализировать социальную проблему, моделировать эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную профессиональную деятельность и способность обосновывать пути ее совершенствования.

М.В.Фирсов под профессиональной компетентностью подразумевает сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач; развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.

Профессиональную компетентность социального работника он подразделяет на:

управленческую компетентность -- включает теоретические знания и практические умения социального работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека .Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур, знания технологии работы, основ теории организации управления, этики, психологии руководства, культуры речи;

психолого-педагогическая компетентность – формируется за счет знания психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть высокого уровня, так как ему приходиться решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические и другие проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие фа ...

Определение методики развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров
Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаут ...

Грядущая реформа русской орфографии
Как известно, населению России грозит орфографическая реформа. Новый закон «О русском языке», проект которого ждет своей очереди в Думе, грозит уголовными наказаниями за безграмотность. Авторы этого законодательного акта не дали себе труда задуматься, что в стране уже действует мощная «орфографичес ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru