Особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте

Страница 3

Анализ работ Ю.А. Руденко показал, что авторами определен ряд последовательных стадий обогащения словаря дошкольников; показаны тенденции усвоения экспрессивной лексики; определены особенности восприятия экспрессивной лексики детей дошкольного возраста.

Для того чтобы выяснить место словарной работы в практике современной лингводидактики, нами были проанализированы действующие программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поскольку исследование охватывает только старший дошкольный возраст, нами было проанализировано содержание программных задач с детьми старшей группы. Программой «Я в мире» очерчено направления работы воспитателей со сказкой. А именно: продолжать знакомить с народными сказками; учить использовать в общении сказки, определять зачин и концовку сказок, самостоятельно изменять их в текстах знакомых сказок; обогащать художественный опыт детей народными и авторскими произведениями; учить замечать в художественном тексте и осознавать значение отдельных образных выражений (эпитетов, определений, сравнений), понимать целесообразность их использования в тексте.

Определены ориентировочные показатели детей – на конец года дошкольники должны: находить в тексте средства выразительности (сравнение, эпитеты, метафоры, гиперболы, фразеологизмы), подбирать к ним синонимы; понимать и воспроизводить образность стихотворения в художественной беседе;

Согласно требованиям программы «Речевой компонент дошкольного образования» дошкольники должны уметь, понимать, воспринимать выразительные средства сказок: фантастические преобразования, волшебные вещи, повторы, вставные песенки, зачины, концовки; знать наизусть несколько зачинов, концовок, самостоятельно их использовать в процессе рассказывания знакомых сказок; высказывать отношение к героям сказки, оценивать их поступки; узнавать сказку по описанию героев, иллюстрациям и отрывкам из текста сказки и т.п. (6 г.ж.).

В программе также определен минимально необходимый уровень умений и навыков, которыми должны владеть выпускники дошкольных учреждений: должны быть хорошо знакомы с произведениями фольклора; знать наизусть и рассказывать забавлянки, потешки, народные песни, скороговорки и т.п.; самостоятельно использовать малые фольклорные жанры в нестимулированном речевом общении; легко ориентироваться в структуре сказок; соотносить сказочность и реальность в сюжетах сказки.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития экспрессивной лексики у старших дошкольников.

Подробный анализ действующих программ обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволил прийти к выводу относительно наличия значительных потенциальных возможностей программного материала для обогащения словаря экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки.

Страницы: 1 2 3 

Великая педагогика:

Социально-педагогическая поддержка и патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социально-профессиональных навыков
Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принужд ...

Методы и приемы изучения состава слов
Знакомство со значащими частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для ...

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru