Особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте

Страница 3

Анализ работ Ю.А. Руденко показал, что авторами определен ряд последовательных стадий обогащения словаря дошкольников; показаны тенденции усвоения экспрессивной лексики; определены особенности восприятия экспрессивной лексики детей дошкольного возраста.

Для того чтобы выяснить место словарной работы в практике современной лингводидактики, нами были проанализированы действующие программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поскольку исследование охватывает только старший дошкольный возраст, нами было проанализировано содержание программных задач с детьми старшей группы. Программой «Я в мире» очерчено направления работы воспитателей со сказкой. А именно: продолжать знакомить с народными сказками; учить использовать в общении сказки, определять зачин и концовку сказок, самостоятельно изменять их в текстах знакомых сказок; обогащать художественный опыт детей народными и авторскими произведениями; учить замечать в художественном тексте и осознавать значение отдельных образных выражений (эпитетов, определений, сравнений), понимать целесообразность их использования в тексте.

Определены ориентировочные показатели детей – на конец года дошкольники должны: находить в тексте средства выразительности (сравнение, эпитеты, метафоры, гиперболы, фразеологизмы), подбирать к ним синонимы; понимать и воспроизводить образность стихотворения в художественной беседе;

Согласно требованиям программы «Речевой компонент дошкольного образования» дошкольники должны уметь, понимать, воспринимать выразительные средства сказок: фантастические преобразования, волшебные вещи, повторы, вставные песенки, зачины, концовки; знать наизусть несколько зачинов, концовок, самостоятельно их использовать в процессе рассказывания знакомых сказок; высказывать отношение к героям сказки, оценивать их поступки; узнавать сказку по описанию героев, иллюстрациям и отрывкам из текста сказки и т.п. (6 г.ж.).

В программе также определен минимально необходимый уровень умений и навыков, которыми должны владеть выпускники дошкольных учреждений: должны быть хорошо знакомы с произведениями фольклора; знать наизусть и рассказывать забавлянки, потешки, народные песни, скороговорки и т.п.; самостоятельно использовать малые фольклорные жанры в нестимулированном речевом общении; легко ориентироваться в структуре сказок; соотносить сказочность и реальность в сюжетах сказки.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития экспрессивной лексики у старших дошкольников.

Подробный анализ действующих программ обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволил прийти к выводу относительно наличия значительных потенциальных возможностей программного материала для обогащения словаря экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки.

Страницы: 1 2 3 

Великая педагогика:

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru