Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников

Страница 9

Изучение гибкости мышления осуществлялось с помощью методики «Переводчики» по выявлению умения быстро переходить с одного способа рассуждения на другой. Доказано, что мышление в обеих группах недостаточно гибкое, учащиеся двух классов смогли справиться с легкими заданиями полностью лишь 45,8% в КК и 52% в ЭК, с заданиями более трудными, требующими умения быстро переходить с одного способа рассуждения на другой, продемонстрировали лишь 12,5% учащихся КК и 16% учащихся ЭК, из них справились со всеми 4 заданиями лишь по одному ученику в каждом классе.

Получены результаты, что способность учащихся выделять существенное в этих группах развита крайне слабо, что свидетельствует о слабой развитости способности к абстрагированию.

При диагностировании способности к осуществлению творческой деятельности на констатирующем этапе были получены следующие результаты:

Беглость 8,7 баллов (КК) и 8,5 баллов (ЭК) из 12. Учащиеся работают достаточно быстро, с большой продуктивностью.

Гибкость 6,33 баллов (КК) и 6,28 баллов (ЭК) из 11. Средний уровень развития способности.

Оригинальность 23,3 балла (КК) и 23,96 баллов (ЭК) из 36. Учащихся сдерживают замкнутые контуры, чтобы сделать его частью целой картины. Они редко перемещаются снаружи и внутри контура.

Разработанность 14,9 баллов (КК) и 14,1 балла (ЭК) из 36. Учащиеся редко добавляют детали к замкнутому контуру, почти не изменяют и не трансформируют его, больше стремятся к симметричности внутреннего и внешнего пространства или к асимметричности вне замкнутого контура.

Название 21,9 балла (КК) и 22 балла (ЭК) из 36. Названия состоят в большинстве из одного слова без определения, чаще конкретизация данного изображения. Учащимися редко используются словосочетания при названии рисунков. Метафоры и образные названия не используются вообще.

Для определения достоверности отсутствия различий средних значений измеряемых показателей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе, мы использовали метод Стьюдента для независимых выборок. Гипотеза Н1 о значимости различий в средних значениях исследуемых показателей творческой активности двух выборок не подтвердилась ни в одном случае.

Выявлено, что на констатирующем этапе в ЭК и КК значимых корреляционных связей между интегрированными показателями творческой активности учащихся не обнаружено.

С учетом полученных результатов был проведен формирующий эксперимент на базе экспериментального класса. Продолжительность формирующего этапа составила 4 месяца, I полугодие учебного года (сентябрь 2008г. – декабрь 2008 г.). Работа по программе развития творческой активности учащихся велась регулярно, тренинговые и практические занятия (21 занятие) с частотой 1-2 раза в неделю продолжительностью 45-60 минут.

Как показывают результаты измерения, доминирующим уровнем познавательной потребности учащихся ЭК на контрольном этапе является умеренный уровень (60%). В целом, существенные изменения произошли за счет перераспределения учащихся с одного уровня познавательной потребности на более высокий уровень. Особо следует отметить изменения в мотивационной сфере учащихся (на 16%), имевших на констатирующем этапе низкий уровень познавательной потребности.

Полученные данные позволяют констатировать, что после внедрения в учебно-воспитательный процесс психолого-педагогических условий у учеников ЭК выявлено доминирование высокого уровня сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности (средние значения сформированности мотива достижения успеха в ЭК – 11,28 баллов).

В экспериментальном классе средние значения показателей эмоционального отношения учащихся к учебно-творческой деятельности после формирующей программы прибавились в среднем на 2 балла, что соответствует тенденции к проявлению высокого уровня по всем показателям.

Контрольный этап исследования показал, что результаты выявления упорства школьников в умственной деятельности в ЭК изменились и соответствуют выше среднему уровню развития (прирост на 1,24 балла), в КК существенных изменений не произошло (прирост на 0,12 баллов). Так, по средне групповым значениям в ЭК было расшифровано 12,76 знаков, а в КК – 11,58 знаков.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Великая педагогика:

Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жи ...

Категории физического воспитания
К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и док ...

Формирование нового содержания, форм культуры
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru