Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов

Страница 3

Для традиционной культуры характерно отсутствие жестких стандартов инструментов. Они радуют глаз разнообразием форм и размеров. Человек не должен подстраиваться под инструмент, так как каждый инструмент изготавливается мастером для конкретного исплнителя, исходя из индивидуальных особенностей его телосложения, функций инструмента (домашний или концертный), репертуара. Сохранились специальные домбры малого размера, называемые шилкилдек, на которых кюйши отшлифовывали детали сочиняемых кюев. Маленькие размеры облегчали поиск интонационного материала, не отвлекая автора на преодоление технических трудностей.

По конструктивным особенностям казахские музыкальные инструменты делятся на группы и подгруппы:

Хордоны (струнные). 1. Смычковые - кылкобыз. 2. Щипковые - жетиген, домбыра, шертер.

Аэрофоны (духовые). 1. Флейтовые - сыбызгы, саз сырай, ускирик, тастауык. 2. Мундштучные - муйиз сырнай, уран, бугышак, керней.

Мембранофоны 9 мембранные 1. Ударные - дабыл, дангыра, кепшик, дауылпаз, шындауыл. Ударные инструменты использовались жителями аулов для передачи сигналов о предстоящей охоте, перекочевках, совершении религиозных обрядов. Их использовали на охоте и в военных походах. В знак прекращения войны противники обменивались ударными инструментами.

Дабыл - обод, с двух сторон обтянутый кожей, часто упоминается в эпосе.

Дангыра - обод, обтянутый кожей с одной стороны, имеет внутри металлические подвески, родственна бубнам сибирских шаманов также использовалась казахскими шаманами.

Кепшик - обод, обтянутый кожей с одной стороны, не имеет металлических подвесок, использовался в быту для ритмического сопровождения песен и танцев.

Дауылпаз. Шандауыл - сигнальные охотничьи и военные инструменты, имеют котлообразные корпуса, полная часть которых обтягивалась кожей. Корпус шындауыла - металлический, дауылпаза - деревянный. Винастоящее время дауылпаз используется в оркестрах.

Идиофоны (самозвучащие).1. Щипковые - шанкобыз.2. Ударные - асатаяк, конырау.

В настоящее время все самозвучащие инструменты широко используются в оркестрах и ансамблях.

Для традиционной культуры казахов в быту и в профессиональной деятельности характерно сольное исполнительство на музыкальных инструментах. Это - типичная для кочевников черта, отличающая их от соседних земледельцев, у которых преобладают ансамбли.

В 30-е годы Ахметом Жубановым был создан первый оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в котором усовершенствованные домбры и кобызы сочетались по принципу оркестровых групп европейского симфонического оркестра. Он обрел большую популярность.

В 80-е годы один из талантливейших домбристов молодого поколения Абдулхамит Раимбергенов создает первый ансамбль казахских народных инструментов "мурагер", в котором они собраны по принципу среднеазиатских ансамблей. С конца 80-х годов эта форма ансамблевого музицирования стала в республике очень популярной.

Таким образом, традиционные инструменты, воплощающие каждый по - своему единый национальный звукоидеал, прекрасно звучат в любых ансамблевых комбинациях и играют огромную роль для казахского народа.

Страницы: 1 2 3 

Великая педагогика:

Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43
Цель формирующего эксперимента - внедрить систему физкультурных занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности детей. Эксперимент проходил в ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи, в двух подготовительных к школе группах: контрольной (КГ) и эксп ...

Социальная работа - принципиально новый вид социальной деятельности
Чтобы понять сущность и содержание, структуру и функции социальной работы необходимо дать определение понятия «деятельность». Деятельность - способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленного отражения и преобразования окружающего мира. ...

Искусство и технология воспитания
Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической на­уки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его ос­новной труд со знаменательным названием « ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru