Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов

Страница 3

Для традиционной культуры характерно отсутствие жестких стандартов инструментов. Они радуют глаз разнообразием форм и размеров. Человек не должен подстраиваться под инструмент, так как каждый инструмент изготавливается мастером для конкретного исплнителя, исходя из индивидуальных особенностей его телосложения, функций инструмента (домашний или концертный), репертуара. Сохранились специальные домбры малого размера, называемые шилкилдек, на которых кюйши отшлифовывали детали сочиняемых кюев. Маленькие размеры облегчали поиск интонационного материала, не отвлекая автора на преодоление технических трудностей.

По конструктивным особенностям казахские музыкальные инструменты делятся на группы и подгруппы:

Хордоны (струнные). 1. Смычковые - кылкобыз. 2. Щипковые - жетиген, домбыра, шертер.

Аэрофоны (духовые). 1. Флейтовые - сыбызгы, саз сырай, ускирик, тастауык. 2. Мундштучные - муйиз сырнай, уран, бугышак, керней.

Мембранофоны 9 мембранные 1. Ударные - дабыл, дангыра, кепшик, дауылпаз, шындауыл. Ударные инструменты использовались жителями аулов для передачи сигналов о предстоящей охоте, перекочевках, совершении религиозных обрядов. Их использовали на охоте и в военных походах. В знак прекращения войны противники обменивались ударными инструментами.

Дабыл - обод, с двух сторон обтянутый кожей, часто упоминается в эпосе.

Дангыра - обод, обтянутый кожей с одной стороны, имеет внутри металлические подвески, родственна бубнам сибирских шаманов также использовалась казахскими шаманами.

Кепшик - обод, обтянутый кожей с одной стороны, не имеет металлических подвесок, использовался в быту для ритмического сопровождения песен и танцев.

Дауылпаз. Шандауыл - сигнальные охотничьи и военные инструменты, имеют котлообразные корпуса, полная часть которых обтягивалась кожей. Корпус шындауыла - металлический, дауылпаза - деревянный. Винастоящее время дауылпаз используется в оркестрах.

Идиофоны (самозвучащие).1. Щипковые - шанкобыз.2. Ударные - асатаяк, конырау.

В настоящее время все самозвучащие инструменты широко используются в оркестрах и ансамблях.

Для традиционной культуры казахов в быту и в профессиональной деятельности характерно сольное исполнительство на музыкальных инструментах. Это - типичная для кочевников черта, отличающая их от соседних земледельцев, у которых преобладают ансамбли.

В 30-е годы Ахметом Жубановым был создан первый оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в котором усовершенствованные домбры и кобызы сочетались по принципу оркестровых групп европейского симфонического оркестра. Он обрел большую популярность.

В 80-е годы один из талантливейших домбристов молодого поколения Абдулхамит Раимбергенов создает первый ансамбль казахских народных инструментов "мурагер", в котором они собраны по принципу среднеазиатских ансамблей. С конца 80-х годов эта форма ансамблевого музицирования стала в республике очень популярной.

Таким образом, традиционные инструменты, воплощающие каждый по - своему единый национальный звукоидеал, прекрасно звучат в любых ансамблевых комбинациях и играют огромную роль для казахского народа.

Страницы: 1 2 3 

Великая педагогика:

Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западно ...

Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...

Практические упражнения для развития наблюдательности, фантазии и воображения
Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности. Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru