Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов

Страница 2

Музыкальные инструменты будучи типологически общими с инструментами других народов центрально - азиатского суперэтноса, в то же время имеют свои индивидуальные особенности. Для создания инструментов не использовались привозные материалы, все давала природа и хозяйство кочевника. Инструменты делались из глины, камыша, древесины различных пород, рога, кости, копыт животных, перьев птиц. На мембраны, смычки и струны шли кожа, конский волос и жилы животных. Издревле развитое у тюрков кузнечное мастерство позволяло делать инструменты и отдельные их части из металла, часто из серебра. {LINKS}

Конечно, используемые материалы обусловили особенности тембрового звучания казахских инструментов. Но в еще большей степени их звучание определялось требованиями национальной ментальности, которая сформировала свой специфический музыкальный звукоидеал. Казахские инструменты в целом отличает глубокое, мягкое и бархатистое звучание. Технология изготовления инструментов и техника игры на них направлены на создание звука, максимально насыщенного обертоновыми призвуками, явственно слышными вместе с основным тоном. Мерцание обертонов придает звукам объемность, многослойность, красочность. Только такой звук признается в традиционной эстетике полноценным и трогает казаха до глубины души. Богатая обертоновая природа звука дает большой просмотр казахским музыкантам как в подражании голосам живой природы, так и в создании таких звучаний, когда слушателю кажется, что он слышит не инструмент, а некую нематериальную субстанцию, именуемую Духом.

Техника игры позволяет достигать переливов обертоновой красочности и расслоения одного звука на два, три и более, порождая сложные многоголосные эффекты. Представление о звучании казахских музыкальных инструментов, составленное путем исследования только их конструктивных особенностей, может ввести в заблуждение. Виртуозное использование обертонов позволяет казахским музыкантам на одноствольной продольной флейте сыбызгы играть реальное двухголосие, на двухструнном кылкобызе извлекать реальные трех и четырехголосые вертикальные комплексы. Крупнейший собиратель и исследователь казахской музыки А.В. Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал третий (возникший из обертонов!!! - А. М.) голос…

Казахские музыкальные инструменты эпизодически описывали многие собиратели и ученые. Наиболее полное исследование их конструктивных особенностей, исторической эволюции, функционального использования проделал крупнейший ученый Булат Шамгалиевич Сарыбаев. Он же совместно с мастерами О. Бейсембаевым и А. Аухадиевым восстановил и усовершенствовал многие из древних инструментов, вернув их в современную культуру. Музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни - магические обряды шаманов (кылкобыз с металлическими подвесками, дангыра, асатаяк); пастуший быт (сыбызгы, шертер, кос сырнай, камыс сырнай); охоту (бугышак, дауылпаз, шындауыл); военную практику (дудыга, шын, керней, уран, дабыл); игрыдетей и молодежи (саз сырнай, тастауык, конырау, шанкобыз); любительское музицирование молодежи и взрослых (домбыра, кылкобыз без подвесок); деятельность профессиональных музыкантов (домбыра, кылкобыз, сыбызгы). Особенности строения инструментов прямо связаны с их функциями. Наиболее простые и древние конструкции сохранились среди военных и охотничьих инструментов, на которых подавали сигналы и звукоподражанием приманивали на охоте дичь.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...

Педагогические идеи сказок
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. ...

Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru