Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Страница 4

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка {лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.

— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? {Улисы лисенок, а у утки — утенок.)

На контрольном этапе это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.

— Был солнечный день, и на лужок прибежала . (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.

Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.

— Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п.

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.

2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:

3 балла — правильный ответ (котенка, котят);

2 балла — словотворческий ответ (котенков);

1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами).

Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.

Материал — картинки:

1) шкаф

стол

стул

кровать

2) красная чашка

блюдце

тарелка зеленый

кастрюля

3) желтое платье

синяя шапка

шарф

черное пальто

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь, я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака "кивает" головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: "Это .(шкаф), это . (стул)" и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать . Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...

Функции и графики
Пусть даны две переменные х и у. Говорят, что переменная у является функцией от переменной х, если задана такая зависимость между этими переменными, которая позволяет для каждого, значения х однозначно определить значение у. Примеры функций: 1. y = kx+b. 2. у= |х|. 3. у = х2. 4. у= 1/х, х>0 5. у ...

Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru