Переход от непроизвольных форм поведения к произвольным определяется освоением и присвоением знаков – общественно-выработанных средств организации собственного поведения. Овладение собственным поведением, положенное Л.С. Выготским в основу развития личности, достигается за счёт освоения ребёнком орудий-средств (знаков). Первоначально эти орудия-средства имеют чисто внешний социальный характер: взрослые воздействуют на ребёнка с помощью знаков. Л.С. Выготский говорит о том, что «знак, как правило, вначале есть внешний, вспомогательный стимул, внешнее средство». Но в процессе развития человек овладевает теми же средствами, при помощи которых другие направляли его поведение. Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, волевое и произвольное поведение есть поведение, опосредованное знаком, и отдельные высшие психические функции являются произвольными и опосредованными. Основная функция знаковых средств состоит в объективации собственного поведения. Оно перестаёт совпадать с субъектом активности, в результате чего становится возможным его осознание и отношение к нему. {LINKS}
Таким образом, регуляция поведения осуществляется с помощью волевых действий, т. е. действий связанных с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. Этапы волевого действия сходны с этапами деятельности, но имеют свои особенности протекания.
Можно выделить следующие особенности волевых действий:
Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.
Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал.
Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Великая педагогика:
Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...
Искусство и технология воспитания
Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической науки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его основной труд со знаменательным названием « ...
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Кадровое обеспечение образовательного процесса (по стажу и образованию) Показатели Кол-во % к общему количеству педагогов Всего педагогов 75 100,0 Педагоги, имеющие образование: 75 100,0 Среднее специальное, всего 17 20,2 в т.ч. педагогическое 3 3,6 Незаконченное высшее, всего 10 11,9 в т.ч. педаго ...