Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса.

Важным аспектом в результате формирования коммуникативных умений дошкольников на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспитателей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития». Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию.

Следующим этапом работы над проектом является демонстрация результатов. Ребята представляют свои творческие проекты. Результаты представляются в виде творческой работы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта.

При оформлении результатов проекта коммуникативной направленности, на стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты определенного содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить коммуникативный характер и будет направлено на развитие коммуникативных умений детей:

- «Путешествие в подводное царство»;

- «Путешествие на Луну»;

- «Зоологический магазин»;

- «Зоопарк» и т.д.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

В ходе подготовки и представления проекта у детей развиваются художественные способности, а также речевое творчество.

Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения.

Таким образом, метод проектирования – одна из эффективных форм детско-взрослой деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков детей. Но чтобы такой вид детско-взрослой деятельности как проектирование создавал благоприятную почву для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо соблюдение ряда условий, среди которых мы выделили: объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения; -технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений; -предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Планирование
Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование – это процесс принятия решений. Элементы планирования: · Результаты – определение целей и задач; · Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), прогр ...

Технология коллективной мыследеятельности
Д. Г. Левитес в 1990 году познакомился с технологией коллективной мыследеятельности (КМД) в Нижнем Новгороде на семинаре. Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобр ...

Особенности воспитания социальной активности у сирот
Социальная активность является результатом социализации и социального самоопределения учащихся-сирот. Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и в ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru