Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Определив формы деятельности, в рамках которых формирование коммуникативных умений осуществляется наиболее успешно, обоснуем технологию их поэтапного формирования.

В педагогической литературе в понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» существует большое количество разночтений. {LINKS}

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния (В.М. Шепель).

По мнению Г.К. Селевко понятие «педагогическая технология» должно быть представлено содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. Структура педагогической технологии должна быть представлена следующими элементами:

Концептуальная основа.

Содержательная часть обучения.

Процессуальная часть - технологический процесс.

В качестве основной концептуальной основы нами выбран деятельностный подход (Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина. С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и в частности теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

А.В. Запорожец отмечает, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми происходитинтериоризация - превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности. Как отмечается М.И. Лисиной, механизмы действия во внутреннем плане появляются раньше в общении и лишь впоследствии распространяются на взаимодействие ребенка с предметным миром. Формирование в дошкольном возрасте внеситуативных форм общения со взрослыми способствует становлению у детей принципиально нового уровня действий во внутреннем плане - логических операций с понятиями и динамических преобразований высокосхематизированных образов - моделей.

П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает: формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия, формирование действий в материализованной форме, «громкую социализированную речь как опору становящегося действия», «формирование действия во внешней речи про себя», «уведение речевого процесса из сознания - выход на предметное содержание действия».

Опираясь на психологические механизмы формирования умственных действий, нами были разработаны этапы осуществления воспитательной работы, направленные на становление коммуникативных умений.

При определении этапов формирования коммуникативных умений дошкольников мы опирались на ряд педагогических исследований в этой области. Наиболее близкими нашему исследованию оказались классификации этапов, разработанные для младших школьников А.Е. Дмитриевым, Л.Р. Мунировой, для старших школьников И.В. Забродиной, для дошкольников М.Г. Ермолаевой, выстроенные в соответствие общедидактическим этапам формирования сложных умений (от простого к сложному). Л.Р. Мунирова на основе классификации А.Е. Дмитриева обосновывает такие этапы, как:

- раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации подгрупп в группе;

- ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей в группах;

- включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности.

И.В. Забродина, опираясь на классификацию уровней развития умений В.А. Сластенина, выделяет соответственно этапы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Этапы и методы экспериментального исследования
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. Экспериментальное исследование провод ...

Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса
В свое время А. С. Макаренко отмечал, что одной из главных задач педагога, воспитателя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологич ...

Формирующий эксперимент по реализации программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru